Столпничество

 «Столпничество»

 

6 июня – день памяти Симеона Столпника.

 

   В экспозиции Сольвычегодского историко-художественного музея среди множества первоклассных произведений древнерусской живописи представлена икона кон. XVI – нач. XVII вв. столпника Симеона, изначально располагавшаяся в иконостасе летнего храма Благовещенского собора и, предположительно, являющаяся вкладом Никиты Григорьевича Строганова.

столпн.png

   Столпничество – один из видов христианского монашеского аскетизма. Столпник – святой, избравший для себя особый подвиг – стояние на столпе (возвышении), как способ удаления от мира и сосредоточении на постоянной молитве.

   По мнению многих святых отцов церкви столпничество являло собой  новый вид добровольного мученичества: стремление к безмолвию, желание противоборствовать дьявольским козням, жажду смирения и умерщвления плоти, а главное - достижение богоуподобления путем аскетического созерцания. Из истории известно, что заключение на столпы или в столпы служило некогда наказанием, отсюда предположение, что столпники, живя на столпах, добровольно себя наказывали, как грешников Божьих, по способу, существовавшему в стране в отношении к гражданским преступникам. По мысли иеромонаха Алексия: "что иное были столпы для святых подвижников, как не особого рода кресты, на которых они распинали плоть свою, подвергая ее всевозможным лишениям и жестокому влиянию воздушных перемен. Восходя на столпы и переходя постепенно с низших на высшие, святые столпники как бы по лестнице восходили от совершенства к совершенству и, живя между небом и землей, сообразно со своим назначением стремиться к высшему, духовному, невидимому - они заблаговременно, переносили туда и ум свой и сердце. Служение святых столпников справедливо можно назвать предстоянием перед Богом, разумея это предстояние в самом точном смысле слова. Стоя между небом и землёй, они призывали Бога, славословили Его, от земли вознося к Господу молитвы за всех, а с неба низводя на людей Божье благословение". Постоянно работая над собой, столпники становились глубокими психологам. Они могли дать лучший совет в затруднении, исцелить душевные болезни, разрешить сомнения, поднять падшего, очистить, успокоить. Всё это привлекало к местам столпостояния огромное количество народа. Туда, в горы и ущелья, шли  простые миряне, монахи, императоры, и высшие духовные лица. Многие приходившие к столпникам не желали возвращаться назад. Оставляя свои дома и имения, они селились рядом со столпами для того, чтобы непрестанно видеть перед собой такой подвиг. Возле каждого святого столпника постепенно организовывались общины, создавались церкви и монастыри. Столпники часто пророчествовали. Их чудотворения  восстанавливали человека в его истинном достоинстве, освобождая от грехов, приводили к истинной вере. Так, основу всей нравственной деятельности святых столпников в отношении к ближним составляла любовь. Обращая внимание на своё сердце, заботясь о своём внутреннем очищении, они понимали, как дорога душа каждого человека в очах Божьих, что она искуплена честною кровью Сына Божия. Столпники считали себя призванными изливать из своего сердца  на всех добро. Любовь являлась у них чувством благорасположения, участия, снисхождения к любому человеку. Она пробуждала в святых подвижниках самое искреннее, горячее желание выполнить высокие и святые правила, заповеданные Евангелием.
   Столпничество возникло в Сирии. Происхождение столпничества как особой формы монашеского подвига древние церковные историки связывают с именем преподобного Симеона Столпника. Житие преподобного Симеона, составленное его учеником Антонием, начинается со слов: «Новое и чудное таинство совершилось в наши времена». Преподобный  Симеон Столпник родился в Каппадокийском селении Сисан в христианской семье (356 г.). Однажды, услышав в церкви Евангельские заповеди блаженств, он был потрясен их глубиной. Решив следовать Евангельским путем, Симеон отправился в ближайший монастырь и был принят в число братии. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, приняв иноческий постриг, предался подвигам строжайшего воздержания и непрестанной молитвы. Чтобы приучить  себя к лишению сна и сплошным ночным бдениям, Симеон становился на круглое дерево, находясь на котором, должен был соблюдать равновесие и при первом дремотном состоянии падать, что было своего рода подготовительной школой для будущего столпничества. Но его ревность, непосильная для остальной монастырской братии, встревожила игумена. Он предложил преподобному либо умерить свои аскетические подвиги, либо покинуть монастырь. После чего Симеон удалился из обители и поселился на дне высохшего колодца, где мог беспрепятственно исполнять свои суровые обеты. Через некоторое время игумену в сонном видении явились Ангелы, которые повелели ему позвать Симеона в монастырь. Не смея противиться данному явлению, игумен попросил Симеона возвратиться. Но вернувшийся в прежнюю обитель Симеон, пробыл в ней не долго. Вскоре он снова удалился, избрав на этот раз для себя место в каменной пещере, расположенной недалеко от села Галанисса, где прожил  три года, совершенствуясь в иноческих подвигах.

   Согласно сирийскому житию, перед своим столпничеством  во время четыредесятницы преподобный Симеон видел небесного  мужа огненного вида в военных доспехах, который сначала молился, а потом стал на камень, с воскурявшимся на нём фимиамом и, загнувши свои руки назад, наклонился и снова выпрямился, смотря на Симеона. Потом опять простирал руки кверху  и устремлял свой взор к небу. Такое видение, сказано в житие, повторялось три раза подряд -  с вечера до утра. Симеон воспринял видение, как знамение, данное свыше, и сам в течение трёх месяцев стоял на камне, а затем начал стоять на столпе. Избегая мирской славы, стремясь вновь обрести утраченное уединение, преподобный избрал еще неизвестный в то время вид подвижничества, построив столп высотой в четыре метра, на котором поселился в маленькой келье, предавшись усиленной молитве и посту.

   Стоя днём и ночью, как свеча, в прямом положении, он почти непрерывно молился и размышлял о Боге. Кроме строгого воздержания в пище, он добровольно переносил много лишений: дождь, зной, стужу. Толпы народа стали стекаться к месту его трудов, желая получить исцеление от недугов и услышать слово христианского назидания.

   Преподобному Симеону довелось пережить много искушений,  неизменно одерживая над ними победу, полагаясь не на собственные слабые силы, а на Самого Господа, Который всегда приходил к нему на помощь.

   Пребывая на столпе, Симеон постепенно увеличивал его высоту. Последний столп  святого достиг шестнадцати метров, вокруг которого была возведена двойная ограда, не позволявшая толпам народа подходить слишком близко, чтобы не нарушать его молитвенную сосредоточенность. Женщины вообще не допускались за ограду. В этом Симеон не сделал исключения даже для собственной матери. Мать, искавшая его долгие годы, не добившись свидания, так и умерла, приникнув к окружавшей столп ограде. Тогда преподобный попросил принести к нему гроб и благоговейно простился с усопшей матерью - и  мертвое лицо ее просияло блаженной улыбкой.

   По словам жития, во время стояния на столпе, Симеон был искушаем дьяволом, который явился ему в образе ангела на огненной колеснице и сказал, что за свои подвиги Симеон подобно пророку Илье будет живым вознесён на небо. Симеон одной ногой уже собирался встать на колесницу, но осенил себя крестным знамением, и видение исчезло. Раскаявшись, святой год простоял на той ноге, которой хотел встать на колесницу.

  Преподобный Симеон провел в усиленных иноческих подвигах восемьдесят лет, тридцать семь из которых простоял на столпе. Бог даровал ему исполнить в столь необычных условиях поистине апостольское служение. Многие язычники, потрясенные нравственной стойкостью и телесной крепостью подвижника, приняли Крещение. Когда святого Симеона не стало, первым о кончине  узнал его ближайший ученик Антоний. Встревоженный тем, что  наставник в течение трёх дней не показывался народу, он поднялся на столп и нашел его мертвое тело, склоненное на молитве  (459 г.) Святого Симеона столпника похоронили недалеко от его столпа. Антоний устроил на месте его подвигов монастырь, на котором почило особое благословение преподобного Симеона.

    Столпник – дивный цветок, расцветший на стебле каменного столпа. Столп был подобен огромной свече, столпник – подобие пламени её. Столп был подобен духовному трону, столпник – царю монахов. Гиганты духа жили в былые времена. Столпники, как и иные подвижники, со смирением несли сей подвиг - действовали  по воле Божьей, с Божьей помощью.

 

 

Текст подготовила лектор – экскурсовод Сольвычегодского историко-художественного музея Светлана Субботина. 

 

Яндекс.Метрика
Ремонт дома своими руками