Главная/ Новости/ Уникальные предметы из фондов Сольвычегодского музея-заповедника.

Уникальные предметы из фондов Сольвычегодского музея-заповедника.

В декабре прошлого года с реставрации в музей вернулись иконы из Всероссийского художественного научно-реставрационного центра г. Москвы, среди них есть одна, вызывающая очень большой интерес для исследования. Живопись на иконе выполнена с двух сторон. Такие иконы называют двухсторонними. Она представляет замечательный памятник древнерусского искусства ХVII века. На лицевой стороне изображена редкая иконография Умиления, являющаяся зеркальным изводом Владимирской иконы Богоматери, когда Младенец расположен с правой стороны. Живопись датируется первой третью ХVII века. Позднее поля, фон и нимбы Богоматери с Младенцем украсили золоченым окладом в технике басмы с растительным орнаментом. Басма на иконе специалистами атрибутирована 1660 годами. Украшение иконы богатым окладом указывает, что образ был особо почитаем.
Оборотная сторона иконы имеет две врезные односторонние шпонки. Самое интересное в том, что в процессе бытования иконы, на обороте сделали ковчег (углубление), стесали шпонки и иконописец написал сюжет православного праздника Успение Богоматери. Живопись лицевой и оборотной стороны очень разная по стилю письма, цветовой гамме красочного слоя. Успение можно датировать ХVIII веком.
Возникает вопрос, с какой целью это было сделано? Подобные образы хранились обычно в алтаре за престолом и во время праздников участвовали в церковных процессиях, Крестных ходах. Возможно, и эту икону стали использовать как выносную хоругвь на праздники или её сделали запрестольным образом.
Тогда на ней должны быть следы от крепежей. При внимательном обследовании иконы, на торцах слева и справа были обнаружены симметрично расположенные круглые отверстия, заделанные шкантами в процессе реставрации. Вероятно, в эти места были вставлены металлические петли для фиксации иконы к раме хоругви или какой-либо конструкции.
В музее нет сведений, из какого храма поступила икона. В Сольвычегодске были Владимирская и Успенская церкви. Логично предположить, что икона могла находиться в одном из них и поступить в музей в 1920-30 годах, в период массового закрытия храмов в городе.
Материал подготовила Котова Ирина.
#Культура29

Вверх