Согласно Евангелию от Луки, на сороковой день после Рождества Христова, Дева Мария и благочестивый Иосиф принесли Младенца Иисуса в Иерусалимский храм. В этом возрасте Моисеев Закон предписывал совершать над каждым первенцем мужского пола обряд посвящения Богу. И тогда же «по вдохновению» пришёл в храм праведный Симеон.
Занимаясь переводом книги пророка Исайи, Симеон, прочитав слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», усомнившись, решил, что это описка, и вместо «Дева» должно быть слово «Жена». Он счёл своим долгом исправить текст. Но ангел Господень, остановив руку его, уверил, что не умрёт он до тех пор, пока не убедится в истинности пророчества. Долгие годы Симеон ждал исполнения обещания Божия. По преданию он прожил более трёхсот лет.
И вот она долгожданная встреча. Симеон, взяв на руки Младенца Иисуса, славя Бога, произнёс: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…». Симеон обрёл смерть, «отпущение» по слову Божьему от уже тяготившей его, исчерпавшей себя земной жизни и обрёл победу над смертью, грядущее спасение, которое принёс людям Иисус Христос.
Сретение, в переводе со славянского языка, означает встреча. Встреча «Ветхого», уходящего века в лице старца Симеона и Нового мира, который возвестил своим приходом Спаситель.
Начало почитания Сретения Господня, как церковного праздника, относится к четвёртому веку. В Византийском искусстве был выработан канон, позволивший передать главные черты этой судьбоносной встречи, которому впоследствии стали строго следовать и древнерусские мастера. Об этом сегодня свидетельствует множество сохранившихся первоклассных произведений данного периода. Одним из них является пелена «Сретение, с избранными святыми» из коллекции Сольвычегодского историко-художественного музея-заповедника. Памятник выполнен в 1654 -1656 гг. в золотощвейной мастерской Анны Ивановны Строгановой и является вкладом её супруга в Благовещенский собор. Подтверждением тому является надпись, выполненная по нижнему краю пелены: «СИЯ ПЕЛЕНА СТРОЕНИЕ ДИМИТРИЯ АНДРЕЕВИЧА СТРОГАНОВА». В верхней части средника – «СРЕТЕНИЕ ГСДА БГА И СПСА НШГО IСА ХА». На кайме серебром вязью прописан тропарь: РАДУЙСЯ ОБРАДОВАННАЯ БЦЕ ДЕВО…». В среднике пелены изображён большой престол, над которым праведный Симеон Богоприимец держит Иисуса Христа. Вверху в облаках – Саваоф с голубем – Святым Духом. Перед престолом слева стоят Богоматерь и Иосиф с двумя горлицами. За спиной Симеона – пророчица Анна (патрональная святая Анны Ивановны), держащая в левой руке свиток, перст правой руки поднят в пророческом жесте. В верхнем левом углу, в башне – Богоматерь с Младенцем и ангелом. Справа – фигуры двух идолов, падающих с кровли палат. От них ко Христу тянется луч. Два других луча исходят от благословляющей руки Христа в ад, на дне которого поверженный сатана и две пасти геенны: из левой восходят по лучу ко Христу праведники во главе с Моисеем, а в правую по второму лучу низвергаются грешники. В нижних углах средника – пророк Исайя со свитком и праведный Симеон Богоприимец с книгой и ангелом, указывающим ему на Сретение. На кайме вышиты патрональные святые вкладчика и его дочери – царевич Димитрий и мученица Пелагея.
Пелена «Сретение», как и все памятники Строгановского лицевого шитья, является произведением высокой культуры, в котором сочетается талант, тонкий вкус и духовное богатство.
Пелена. Сретение Господне, с избранными святыми.1654-1656 гг. Номер Госкаталога: 11647528
Текст подготовила лектор -экскурсовод Сольвычегодского музея-заповедника Светлана Субботина.