Главная/ Новости/ В Сольвычегодском музее-заповеднике хранятся расшифровки экспедиционных записей Котласского района

В Сольвычегодском музее-заповеднике хранятся расшифровки экспедиционных записей Котласского района

В Сольвычегодском музее-заповеднике хранятся расшифровки экспедиционных записей Котласского района. Часть этнографических записей, сделанных в 1991-92 годах, посвящены масленичным гуляньям – последней неделе перед Великим постом. Но прежде чем написать о том, как проводили эти дни на юге Архангельской области, посмотрим на историю «праздника» в целом.

Одни исследователи связывают празднование масленицы с языческими обрядами – когда до дня весеннего равноденствия и неделю после воздаются почести Ярилу – божеству весеннего солнца и плодородия, которое приходило на смену зимнему солнцу Коляде. Другие пишут, что прообразом Масленицы была Комоедица, а Велес считался Комом – медвежьим богом. О Комоедице сохранилось одно достоверное упоминание в статье священника Симеона Нечаева за 1874 год, где дата празднование указывается 24 апреля по старому стилю – «Праздник этот всегда бывает в канун Благовещения Пресвятой Богородицы». Подробнее о происхождении праздника читайте в статье по ссылке https://azbyka.ru/days/p-maslenica.

В христианской среде Масленичная неделя называлась Сырной седмицей, это означало, что мясная пища была уже под запретом, но остальные, непостные продукты, разрешались. Термин же «Масленица» — светский. Грандиозное и обширное празднование масленицы в России началось в конце XVIII – XIX веках.
Православная церковь не считала Сырную седмицу праздником, поскольку главный смысл этой недели – подготовка души и тела к самому строгому и длительному посту. Но смешение дохристианских и христианских традиций вылилось в народный праздник «Масленица».
Одним из самых любимых развлечений было катание на санках с ледяных гор; катались до начала Великого поста, а на Масленицу — каждый день. В городах и селах сооружали горки, в это же время в больших городах проходили разные представления со зверями: медвежьи травли и смотр редких животных, привезенных из дальних стран. Посланник Якоб Рейтенфельс, в конце 17 века, писал: «В субботу на масленице царь устроил на Москве-реке, покрытой льдом, травлю, в которой боролись между собой громадные английские и других пород собаки, с белыми медведями из страны самоедов. Зрелище было крайне забавное, так как те и другие часто не могли удержаться на ногах на сем скользком помосте». Существуют записи, что на Сырной неделе самоеды с реки Мезени «по указу великого государя ездили на оленях на дворце».

Еще одной традиционной зимней забавой было катание на санях, запряженных лошадьми. В последний день Масленицы поезда с ряжеными и «гороховым шутом» в виде соломенного чучела с распущенными волосами. Чучело катали по улицам, а затем, в полночь, сжигали. Также в конце 17 века в моде стали «летающие потешные огни» – фейерверки, которые при Петре I стали обязательными.
Традиционно печь блины на масленицу стали только в 18 веке, это были темные гречневые блины, запечённые в печи. До этого, в 16–17-м веках на Масленицу пекли хворост и орешки – обжаренные в масле кусочки теста.
Сжигание чучела масленицы, как бабы в старых одеждах, началось сравнительно недавно – в начале 20 века, и то, это было не везде, вместо чучела сжигали ветошь, старые вещи или просто сноп сена на шесте.

Празднование Масленицы сохранялось вплоть до революции 1917 года. После прихода советской власти, Масленица, как и Новый год, попали под запрет, как отголоски буржуазной жизни и религиозной составляющей, и только в начале 1960-х годов праздник возобновили с новым названием – проводы русской зимы. К концу 1960-х годов термин «Масленица» возвращается, сам праздник стал проводиться по всей стране и готовиться работниками культуры. Названия для каждого дня масляной седмицы – “встреча”, “заигрыш”, “тещины блины”, “разгуляй”, “тещины вечерки”, “золовкины посиделки”, тоже фантазии советских работников культуры. Этнографы утверждают, что раньше такие названия в записях не упоминались.
В расшифровках этнографических записей, хранящихся в Сольвычегодском музее, о праздничных традициях масленой недели информации не много и воспоминания жителей схожи. Респонденты – мужчины и женщины, родившиеся в начале 20 века, рассказывали о «катанках» – так называли самодельные горки для катания на санках. В масленичные гулянья, главным образом, входили катания с гор, катание на санях, запряжёнными лошадьми в праздничной сбруе, и сжигание соломы.

В Котласском районе, в населенных пунктах, расположенных по правобережью р. Вычегда, говориться о катаниях на шестах. От двух и более бревен устанавливались на крутой берег водоёма, иногда скрепляли поперченной и обливали водой «для лучшего скатывания». Катающиеся брались за руки, один становился на одно бревно, другой на второе и катились вниз, держась за руки. О таком развлечении пишет в своем очерке, изданном в 1898 году, Н.А. Иваницкий «Сольвычегодский крестьянин, его обстановки, жизнь и деятельность». Так же пожилые люди рассказывали о том, что в масленичные дни «бабы и мужики», катались на лошадях по деревням с песнями и плясками. Упряжки украшались «колокольцами», на лошадей одевали «воркунцы» (бубенцы). Дуги были расписные, яркие. Интересным явлением в это время было «собирание костей» – это когда человек катился с горы, поворачиваясь с боку на бок. Чучела в одеждах как такового не делали, а сжигали или солому на шесте, или бочку с дегтем, или сани с соломой. Гуляния, по воспоминаниям жителей, начинались в четверг и заканчивались сжиганием соломы в полночь воскресенья, а в понедельник «молока уже не давали, уже пост».

В статье использованы этнографические материалы собранные в Котласском и Красноборском районах в 1991-92 гг. (фонограммы и расшифровка – А.А. Бильчук, З.Н. Мехреньгина).

Вверх