Главная/ Новости/ Сегодня - 20 апреля – Пасха - Воскресение Христово - Праздник праздников и Торжество из торжеств

Сегодня – 20 апреля – Пасха – Воскресение Христово – Праздник праздников и Торжество из торжеств

Сегодня – 20 апреля – Пасха – Воскресение Христово – Праздник праздников и Торжество из торжеств.

Воскресение Христово – основа нашей веры – первая, важнейшая, великая истина, с возвещения которой начинали свою проповедь святые апостолы. Крестной Христовой смертью совершено очищение наших грехов, Его Воскресением дарована нам жизнь вечная. Для всех верующих людей Воскресение Христово является источником непрестанной радости, достигающей своего апогея в праздник Святой Христианской Пасхи.
О Воскресении Христовом предвещали многие ветхозаветные пророки, о Нём повествуют все авторы Евангелия. В Евангелии от Матфея сообщается о том, что Господь Иисус Христос часто говорил о Своём грядущем Воскресении, предсказывал его: «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим, и много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день Воскреснуть».
Как повествуют евангелисты, Господь Иисус Христос принял мученическую смерть на кресте в пятницу, накануне еврейской Пасхи. Тайные ученики Иисуса Христа Иосиф Аримафейский и Никодим сняли со креста Его тело, помазали благовонными веществами, обвили плащаницей и положили во гроб в каменной пещере, находившейся рядом с Голгофой – местом распятия, вход которой заложили большим камнем.
В субботу утром первосвященники и книжники, опасаясь, что предсказания Иисуса Христа о Его Воскресении могут сбыться, обратились к Понтию Пилату за разрешением приставить к пещере надёжную охрану. Охранять пещеру стали римские воины, а к камню, закрывавшему вход в гробницу, была приложена печать. Иудейские начальники даже не подозревали, что этими действиями они подготовили неопровержимые доказательства последовавшего на следующий день Воскресения Христа.
Пришедшие в Воскресенье рано утром ко гробу Господню жёны-мироносицы увидели, что камень, который Иосиф приставил к пещере, отвален, а гроб пуст. Сидящий на нём Ангел возвестил им, что они зря ищут «Живого между мёртвыми. Он Воскрес. Он предваряет вас в Галилее». Жёны-мироносицы поведали об этом ученикам.
По церковному преданию, Воскресший Иисус Христос сначала явился Своей Матери, чем утешил Её материнскую скорбь. Потом Господь явился женам-мироносицам, и они поспешили поделиться несказанно радостной вестью с апостолами. А когда вечером апостолы собрались для того, чтобы обсудить весть о Воскресении Христа Он явился и им. Прошла неделя, и Господь вновь явился Своим ученикам, в том числе апостолу Фоме, который отсутствовал при первом явлении Спасителя и сначала усомнился в Его Воскресении. Чтобы рассеять эти сомнения, Господь позволил ему прикоснуться к Своим ранам, и уверовавший Фома припал к Его ногам, воскликнув: «Господь мой и Бог мой!» В течение сорокадневного периода после Своего Воскресения Господь еще не раз являлся апостолам, беседовал с ними и давал им последние наставления. На сороковой день после Своего Воскресения Господь в присутствии апостолов, вознёсся на небо, и с тех пор пребывает “одесную” Своего Отца.
В христианском искусстве изображения самого Воскресения Христова не существует. Это чудо недоступно человеческому пониманию. Поэтому в раннехристианские времена образом Воскресения Христова служило изображение женщин, пришедших ко гробу с ароматами, и ангела, сообщающего о том, что Иисус Христос Воскрес. Впоследствии стал известен апокриф, который приписывался Никодиму – тайному ученику Иисуса Христа, получивший название Евангелие Никодима.
Евангелие Никодима построено как рассказ сыновей старца Симеона Богоприимца, которые умерли незадолго до распятия Иисуса Христа, а затем неожиданно появились в г. Аримафее. Они описывают историю их воскрешения сошедшим во ад Воскресшим Иисусом Христом и всего того, что этому сошествию сопутствовало.
«Сошествие во ад» – не просто апокриф, дополняющий сдержанное повествование евангелистов о Светлом Воскресении Христовом. В нём в предельно наглядной форме, раскрывается смысл Воскресения Иисуса Христа как победы над смертью, спасения уверовавших в Него от смерти, тлена и адской бездны. Поэтому с течением времени византийское искусство выработало приёмы, позволяющие в едином образе передать суть рассказа о Сошествии во ад Спасителя, который стал пониматься как образ Светлого Воскресения Христова. Так изображала Воскресение Христово и древнерусская живопись. В экспозиции «Художественное наследие древнего Сольвычегодска» Сольвычегодского историко-художественного музея-заповедника находится икона «Сошествие во ад», датируемая XVII веком. В музей икона поступила из Сольвычегодской Спасообыденной церкви. Сольвычегодская икона, как и многие древние русские образы, предельно ёмко выражает суть предания о Сошествии во ад Спасителя. Попирающим врата ада предстаёт Спаситель, простирающий десницу к коленопреклоненному Адаму, с изображённой за ним Евой – в знак той надежды, которое несёт Воскресение Христово их потомству – всему роду людскому.

Текст подготовила экскурсовод Сольвычегодского музея-заповедника
Светлана Николаевна Субботина

#Культура29

Вверх