Кульминацией светлой седмицы – первой недели после Пасхи, является праздник Антипасха. Другие названия – Неделя о Фоме, Неделя Новая. В народе этот день нарекли «Красная горка».
Термин Антипасха появился в VI веке, что означает отдание Пасхи. Само слово «антипасха» – греческое и означает вместо или взамен, напротив, а не привычное для нас «против», в агрессивном понятии. Блаженный Августин, живший в IV веке, называл Антипасху «октавой Пасхи». Этот термин в западной литургической терминологии стал техническим, обозначающим отдание праздника. По древнему иерусалимскому обычаю на Антипасху, чин богослужения практически такой же, как на Пасху. По-простому – Антипасха завершает пасхальный цикл, как бы «Пасха с другой стороны». На светлой седмице, всю неделю после Литургии совершают крестный ход, на Антипасху его проводят последний раз.
Еще одно название этого дня – «Неделя о Фоме» или «Фомина» («Фомино воскресенье»), появилось после IX века и связано с апостолом Фомой, который получил прозвище «неверующий», так как сомневался, что Господь воскрес. Его не было при первом явлении. Об этом написано в Евангелии от Иоанна: «Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. Господь явился своим ученикам еще раз, в этот раз среди них был и Фома. Спаситель сказал ему: Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!». Для апостола Фомы Пасха наступила только в это воскресенье, когда он воочию убедился в этом через осязание. На это событие в иконографии появился сюжет «Уверение Фомы».
Наименование «Новая неделя» объясняется тем, что с этого дня начинается круг новых недель и седмиц года, что дает повод именовать эту неделю новой или днем обновления. По смыслу этот день называется и восьмым и первым: восьмым — потому что он восьмой от Пасхи, первым — потому что он есть начало прочих недельных празднований.
Название светлой седмицы – «Неделя белых». Такое название связано с традицией древнего Иерусалима, когда новокрещенные, крестились в навечерие Пасхи и должны были носить семь дней пасхальных белые одежды, а на Антипасху торжественно слагали с себя в храме те одежды, в которые облекались (одевались) после купели.
«Красная горка» – название народное. Изначально такое название было связано с языческим празднованием начала весны, древние славяне отмечали праздник, посвященный приходу тепла, обновлению, плодородию. После принятия христианства праздник сохранился, но праздновался не в соответствии погодным условиям, а в соотношении с церковным календарем.
Кроме того «Красными», т.е. красивыми, называли возвышенные места, где проходили гуляния. Это были дни молодёжных гуляний, хороводов, свадеб. Дело в том, что Фомино воскресенье — первый день, когда в Церкви венчают после долгого перерыва. На Масленицу, в течение всего Великого поста и даже на Светлой седмице таинство не совершается. Поэтому и говаривали: «На Масленицу — сватовство, на Красную горку — свадьба». Люди верили, что сыграв свадьбу в этот день, брак будет удачным, долгим и счастливым.
Необычным народным поверием можно назвать «Христосование с покойниками». В народе считали, что именно на «Красную горку», а не на светлую седмицу «люд крещёный с покойничками христосуется», поэтому в первое воскресенье после Пасхи крашенные яйца приносили на могилки, в некоторых местах яйца катали крестом, а потом закапывали в могилку, или же отдавали нищим на помин души. Так же на могиле оставляли оставшуюся со светлой седмицы еду. После чего шли на хороводы.
Фото: Икона «Уверение Фомы», XVII век. Праздничный ряд иконостаса Благовещенского собора, Сольвычегодск.
#Культура29