Главная/ Новости/ Коллекции_музея. Скульптура «Чудо Георгия о змие». XVII век.

Коллекции_музея. Скульптура «Чудо Георгия о змие». XVII век.

#Коллекции_музея. Скульптура «Чудо Георгия о змие». XVII век.
Дерево, левкас, темпера; резьба, роспись.
В основе композиции «Чудо Георгия о змие» лежит житийный сюжет, согласно которому святой Георгий победил чудовище и спас царевну. Символически этот образ воспринимается значительно глубже — как метафора победы над дьяволом, над необузданной стихией.
Темноликий и светлоглазый сольвычегодский святой Георгий изображен привставшим в седле на скачущем вправо белом коне. Фигура всадника — нормальных пропорций с небольшой головой округлой формы. Благородные, тонкие черты лица с острым удлиненным носом и маленьким ртом создают выразительный и запоминающийся образ.
Короткие волосы окрашены в коричневый тон, они плотно прилегают к голове, слегка открывая уши. Мастер вырезал волосы как единый, круглой формы объем без рельефной разделки на пряди. Завитки кудрей не моделированы объемно, а намечены цветом. Этот прием характерен для скульптурных изображений святого Георгия, которые происходили из Мезенского, Холмогорского, Пинежского районов.
Белый конь с темно-серой гривой, изогнутой «лебединой» шеей и маленькой головой изображен с поднятыми передними ногами. Однако в движении нет динамики и стремительности, конь спокоен и изящен. Его праздничное убранство составили серое с розовым седло и красная сбруя с чередующимися красными и серыми кистями. Это соответствует скорее парадному выезду, нежели схватке со зверем.
Фигура всадника выполнена в технике круглой скульптуры. Формы коня несколько уплощены и местами выглядят как горельеф. Особенности фигуры всадника и коня характерны для икон художественных центров Русского Севера, где сюжет «Чудо Георгия о змие» приобрел особенную популярность в период с XVI по XVII век.
На Руси распространение образа святого Георгия началось с XI столетия. Культ его получил исключительное развитие в народной среде. Святого именовали Егорием Храбрым и воспринимали как былинного богатыря. Из всех житийных сюжетов наиболее распространенным стал тот, где Георгий изображался как воин-защитник в момент героического действия.
Сокращенные изводы этой композиции представляют Георгия на коне с воздетым копьем, пронзающим змия. Полная версия предполагала еще изображение спасенной царевны и избавленного от беды города с жителями. В редких случаях сюда же присоединялась фигурка спасенного отрока.
Источник. https://ar.culture.ru/ru/subject/skulptura-chudo-georgiya-o-zmie.
О коллекции скульптуры Сольвычегодского музея-заповедника подробно можно почитать в каталоге “Русская скульптура XVI-XIX вв. Сольвычегодск”. М. А. Бурганова. 2010 г.

Вверх