Главная/ Новости/ 14 октября Православная Церковь отмечала праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

14 октября Православная Церковь отмечала праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

14 октября Православная Церковь отмечала праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В Сольвычегодском музее-заповеднике хранится икона, посвященная этому празднику. Предлагаем познакомиться с иконографическими особенностями иконы и историей ее возникновения.

В основу иконографии иконы Покрова Пресвятой Богоматери лег сюжет, произошедший в X веке в Константинополе во Влахернском храме, когда город осаждался врагами, и люди собрались в храме на молитву. Во время службы юродивый Андрей и его ученик Епифаний увидели парящую над людьми Богородицу, которую окружал сонм ангелов и святых. Сняв с головы омофор (покров), Богородица распростерла его над молящимися в храме, как будто защищая от врагов. Увидев это знамение, люди обрели надежду, а враги вскоре были отброшены от города.

Исследователи разделяют иконографию на два типа – суздальский и новгородский. Главное отличие заключается в изводах «Покрова» и некоторых композиционных решениях в изображении омофора. Новгородский тип – Богородица помещена на облаке, покров изображается над всеми фигурами сверху, поддерживаемым ангелами. Композиция иконографии относительно статична и симметрична. Суздальский тип – Богоматерь держит покров в руках, фигуры динамичны, у каждого своя роль. (См. фото).

На ранних иконах также отличаются изображения храма на заднем плане. На суздальских (среднерусских) иконах «Покров Пресвятой Богородицы» храм увенчан двухскатной крышей – таким был храм во Влахерне, где произошло чудо. На новгородской же иконе – пятикупольный храм, напоминающий Новгородскую Софию. Богословское значение храма – это напоминание о месте случившегося чуда, а с другой стороны, символизирует единение Богородицы, святых и молящихся в единой Церкви. Основными и древнейшими русскими источниками иконографии считают Проложное сказание и Службу Покрову, известную по списку XIV в. До сих пор неизвестно, где зародился сам праздник, в Византии или на Руси.

К 17 веку в иконографии Покрова происходит объединение двух типов, трансформация сюжета, дополнение его деталями. Например, добавление сюжета «Явление Богоматери святому Роману», меняется поза Предстательницы, когда Богоматерь изображается в трехчетвертном повороте с поднятой головой, обращенная в молитве ко Христу, образ которого располагается вверху ближе к краю, а не над Богородицей в центре. Именно такой извод мы видим на иконе из Сольвычегодского музея-заповедника.

Композиция иконы симметрична, разделена на две части. По центру изображена Богоматерь, держащая на руках Покров (омофор), окруженная ангелами и свиток. С двух сторон от нее написаны предстоящие: по правую руку пророк Иоанн Предтеча, апостолы Петр, Филипп, Иоанн Богослов; по левую руку: святители Василий Великий, Григорий Богослов, Николай Мирликийский, Иоанн Златоуст, преподобный Алексей Человек Божий (?). На свитке написана молитву Богородицы к Спасителю, приведенная в Проложном сказании: «Царю Небесный, приими всякаго человека, славящего Тя и призывающаго имя Твое на всяком месте, идеже бывает память имени Моего, святи место сие и прослави Прославльшаго Тя именем Моим, приемля их всяку молитву и обет». Выше у края иконы помещен Спаситель со свитком, надпись сохранилась частично: «Се мати твоя (?) … молящеся о людех…услыши…».

Над святыми изображены два явления Богородицы. Слева – без точной атрибуции сюжет, где изображена Матерь Божья с двумя святыми пред спящим на ложе мужчиной (в каталоге «Икона стогановских вотчин» обозначен как святитель Тарасий), справа – явление Роману сладкопевцу, где к спящему святому приходит Дева Мария и вкладывает ему свиток в уста.

В нижнем регистре изображены по центру св. Роман сладкопевец (пам. 1 окт.), держащий свиток с молитвой «Дева днесь …богатаго … земля вертеп неприкосновенному приносит». С обеих сторон от святого предстоят молящиеся (свидетели чуда) в храме, «цари», «народ», певчие.

Икона написана на рубеже XVI – XVII веков. Предположительно икона происходит из Покровской (Крестовоздвиженской) церкви Сольвычегодска.

Вверх