Главная/ Статьи/ Война на море.

Война на море.

Уважаемые участники клуба любителей истории. К 75-летию Победы советского народа над фашистской Германией в Сольвычегодском музее с 22 февраля 2020 г. начат цикл мероприятий к этой знаменательной дате. Состоялось пять субботних встреч, рассказывающих о самых значимых периодах Великой Отечественной войны, о жителях города Сольвычегодска и близ лежащих деревень , защищавших нашу Родину на фронте и работавших в тылу. Но к большому сожалению , мы не можем сейчас встречаться с вами в музее, поэтому мы решили фотодокументы и рассказы о наших земляках публиковать на сайте Сольвычегодского музея.

Тема нашей шестой встречи , но уже на страницах интернета посвящена войне на море.

Главнокомандующий военно-морскими силами СССР адмирал флота Н.Г. Кузнецов
 
Главнокомандующий военно-морскими силами СССР адмирал флота Н.Г. Кузнецов

22 июня 1941 года в 3 часа 07 минут был совершен налет немецкой авиации на Севастополь. То, что флоты встретили нападение во всеоружии , является исторической заслугой Николая Герасимовича Кузнецова. Своевременный перевод флота на боевую готовность № 1 позволил отразить внезапное нападение противника и не потерять ни одного боевого корабля морской авиации.

К первостепенным задачам народного комиссара ВМФ в годы войны относилась организация проводки союзных конвоев, осуществлявших поставки грузов в северные порты СССР.

Адмирал флота Советского Союза, Герой Советского Союза – наш земляк –Николай Герасимович Кузнецов – человек удивительной судьбы. Человек,жизнь которого – высокий образец служения долгу и Отчизне.

Раскрывая тему войны « Битва на море», мы не раз возвратимся к воспоминаниям Николая Герасимовича. ( Кн. «Адмирал флота» Героические и драматические страницы жизни Н.Г. Кузнецова).

« За 8 месяцев до немецкого вторжения правительство СССР постановлением от 19 октября 1940 г. пересмотрело план военного судостроения. Строительство крупных кораблей было свернуто. Продолжали строиться подводные лодки и малые надводные корабли – эсминцы и тральщики. В книге « Накануне» Кузнецов Н.Г. привел следующие данные о морских силах СССР к началу войны: во флоте было 600 боевых кораблей, в том числе 3 линкора,7 крейсеров, 59 эсминцев, 218 подводных лодок. Авиация насчитывала 2581 самолет. Флот был силен артиллерией. Хуже обстояло дело с противовоздушной обороной. Не хватало радиолокационных средств для кораблей и ВМБ. Были торпеды, но минного оружия и тралов морякам недоставало…но все же это был флот боеспособный.

В первые дни вражеского вторжения наркому пришлось действовать самостоятельно, на свой страх и риск, «но в самые решительные дни начала войны,- вспоминает Николай Герасимович,- нельзя было даже говорить о правильных или неправильных указаниях флоту, о правильных или неправильных взглядах на его использование. Взглядов никаких не было, они не высказывались, как и не выслушивались и мои предложения». Стремительное продвижение немецких войск в глубь страны привело к потере громадной территории – Одесса, Таллин, Севастополь, а вместе с ней и передовых баз ВМФ. Флот стал выполнять необходимую подчиненную сухопутным войскам работу. Действия морской авиации перенацеливали против танковых группировок противника и вражеских самолетов, надводные корабли были привлечены огнем поддерживать приморские фланги различных грузов. В октябре 1941 года на фронтах и флотилиях было сформировано 25 морских стрелковых бригад, участвовавших в битве за Москву и затем во всех боях и наступлениях наших войск вплоть до самого Берлина. Действующие флоты в оперативном отношении в начале войны были подчинены фронтам. Содействуя Красной Армии , моряки воевали, оставаясь на кораблях, совершали набеговые операции. Но и на сухопутные фронты с флота было направлено около 500 тысяч морских пехотинцев, высажено 113 морских десантов численностью около 330 тысяч человек. В десантных операциях участвовало до 2000 боевых кораблей и несколько тысяч вспомогательных судов. По морским коммуникациям было переправлено более 100 млн. тонн грузов, около 10 миллионов человек. Силами флота было уничтожено свыше 1285 боевых кораблей и вспомогательных судов, около 1300 транспортов противника. Авиация флота уничтожила до 5 тысяч вражеских самолетов. Все наши флоты и почти все флотилии стали Краснознаменными »

А теперь – о наших земляках – героях, защищавших морские рубежи нашей Родины в годы Великой Отечественной войны. Два брата Загарских, о которых мы говорили в предыдущих наших встречах, Зосима и Анатолий воевали на море и погибли смертью храбрых. Старший, Павел, танкист, погиб под Сталинградом. Спасибо его внуку Николаю, который принес фотографии своего деда и семьи. Мы разместили их на стенде.

Два брата Бызовых – Александр и Николай. Они родились в Сольвычегодске, учились в нашей школе.

Николай 1914 года рождения – участник войны с белофиннами , участник

Бызов Николай Васильевич
 
Бызов Николай Васильевич

Великой Отечественной войны. Воевал в составе Черноморского флота 393 отдельном Новороссийском батальоне морской пехоты. Старший сержант, разведчик , коммунист. Погиб 27.01. 1944г.,участвуя в десантной операции по освобождению г. Керчь. Похоронен (мыс Защитный), перезахоронен в г. Керчь на Воинском кладбище. Фото сделано 18 января 1944г. перед боевой операцией.

Бызов Александр Васильевич 1916 года рождения, г .Сольвычегодск.

Бызов Александр Васильевич
 
Бызов Александр Васильевич

Участник войны с белофиннами 1939-1940г. В годы ВОВ воевал на Северном флоте в звании Главный старшина. С 1941 г. по май 1944г.- боцман корабля « Север» разведотдела Северного флота. За боевые подвиги награжден Орденом Красной Звезды и Орденом Отечественной войны 2 ст.Читаем Наградной лист командира БО « Машинист» на главного боцмана Бызова Александра Васильевича от 11 декабря 1944г.

« тов. Бызов начал войну боцманом бота « Север» разведотдела Северного

Флота. В течение 1941 г. он неоднократно участвовал в высадке разведпартий на берега противника. В декабре 1942 г. при высадке десанта бот был обстрелян береговыми батареями противника. Несмотря на это, бот подошел к берегу и высадил десантников, давших много ценных сведений. За отвагу и мужество при выполнении этой операции Командующий СФ вынес т. Бызову благодарность. В следующий раз бот не смог из-за штормовой погоды близко подойти к берегу. Бызов сам лично повел шлюпку к берегу, имея у себя на буксире еще одну шлюпку. Выгрести одному было очень трудно. Трижды его прибивало обратно к берегу, но несмотря на все, Бызов забрал со скал разведчиков.

С мая 1944г. тов. Бызов – главный боцман БО « Машинист». Корабль за это время участвовал в более чем 15 боевых операциях, плавал в трудных условиях Арктики, но и здесь тов. Бызов проявил себя как мужественный и знающий свое дело воин. В соответствии статуса об орденах и медалях Союза ССР, за отвагу и мужество, проявленную в боевых операциях ходатайствовать о награждении тов. Бызова Орденом « Отечественной войны 2 степени». После войны Александр Васильевич закончил мореходное училище. Умер в 1952 году.

Мы благодарим Ольгу Борисовну Моисееву ( Бызову) за предоставленные в музей фотодокументы и информацию не только о своих двоюродных братьях , но и

о сольвычегодцах, защищавших нашу Родину от фашистских захватчиков.

Целый стенд посвящен семье Перфильевых .

Война на море., изображение №4
 

В городе Сольвычегодске живут дети, внуки и правнуки Юрия Евгеньевича Перфильева. О его военной биографии мы узнали из Наградного листа, когда Юрия Евгеньевича представляли к Правительственной награде.

« Старшина 2-й статьи Перфильев Юрий Евгеньевич за время службы на ТЩ-103 с момента вступления корабля в строй ( февраль 1942г.) по настоящий момент в должности командира отделения электриков принимал активное участие в выполнении кораблем боевых заданий. За это время корабль выполнил следующие боевые задания:

  1. Произведено боевое траление фарватеров в районах Баренцева, Белого и Карского морей , при этом протралено 5/60 миль , за 121 выход на боевое траление.
  2. Конвоирование транспортов в Баренцевом и Белом морях.Отконвоировано 75 транспортов без потерь.

3. Проведено за тралами 30 кораблей без потерь.

4. Нес дозорную службу на подходах к Главной базе СФ и в горле Белого моря, участвовал в боях с авиацией противника.

Корабль находился в море на выполнении боевых заданий командования 390 суток, при этом прошел 22000 миль. При выполнении перечисленных заданий тов. Перфильев показал образцы отличной боевой работы.

Обслуживая электрооборудование и аккумуляторную батарею обеспечил безотказную работу электро-магнитного и аккустического тралов, чем обеспечил успех выполнения кораблем боевых заданий. Особенно отличился тов. Перфильев при максимально напряженном боевом плавании корабля в арктических условиях с 10 января 1944 г. по настоящий момент. За короткий срок кораблем протралено 2460 миль, проведено 30 кораблей , что требовало максимально напряженной работы аккумуляторной батареи и электрооборудования. Тов. Перфильев исключительно своей самоотверженной работой и старанием, обеспечил работу ее 200 зарядов при этом сохранил батарею в хорошем состоянии и боеспособность корабля как тральщика. За образцовое выполнение боевых заданий командование старшину 2-й статьи Перфильева Евгения Юрьевича удостаивает Правительственной наградой – Орденом Отечественной войны 2 степени. (16 ноября 1944 г. Командир корабля ТЩ-103 Ст. лейтенант Брагин). После войны Евгений Юрьевич работал в Сольвычегодских ЦРММ мастером механического цеха. Умер в 1959г.

Аруев Николай Александрович.1910 года рождения. Уроженец д. Гусиха . Командир БЧ – 5 СКР « Муссон». Военный техник 2 ранга. Погиб при выполнении боевого задания на фронте в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Похоронен – в море. – Основание: донесение начальника штаба ОВР СФ от 06.11.1942г.

Брызгалов Николай Семенович. 1922 года рождения, уроженец д. Шешурово Котласского района. Краснофлотец. Член ВЛКСМ .призван Сольвычегодским РВК . Воевал в 113 Отд. Арт. Дивизии. Убит в бою 15.06. 1944 г.- Основание: ЦБУП № донесения 2666 от 3 августа 1944 г.

Волков Александр Александрович.

Волков Александр Александрович
 
Волков Александр Александрович

1916 года рождения. Призван в армию в 1937 г. служил в Кронштадте в морской пехоте. В годы ВОВ воевал в Восточной Пруссии . Был тяжело ранен под Кенигсбергом. Награжден орденом Красной звезды, Орденом Отечественной войны 1-й степени, медалью « За боевые заслуги», медалью Жукова. Инвалид ВОВ. После войны работал в мастерской по ремонту обуви. Ударник Коммунистического труда. Умер в 1997 г.

Следующая тема нашего клуба любителей истории будет посвящена Обороне Советского Заполярья. Смотрите! Читайте нашу информацию ! Всего Вам доброго!

Руководитель клуба любителей истории Л.И. Сергеева.

Вверх