Главная/ Коллекции/ Русская, советская живопись

Русская, советская живопись

Коллекция «Русская и советская живопись» в музее пока не многочисленна – всего 90 единиц. В неё входят произведения XIX – XX вв, исполненные в технике масляной живописи. Формирование коллекции началось в 1921 году.

В 1921 году из Московского Строгановского Училища поступили два портрета представителей семьи Строгановых: «Портрет графа П.А. Строганова» (9 РЖ) и копия неизвестного художника с работы Маковского 1862 г. «Портрет Сергея Григорьевича Строганова» (28 РЖ). Два произведения неизвестных авторов были переданы музею в 1921 году из Государственного музейного фонда: «Портрет Александра Сергеевича Строганова» (20 РЖ) и копия с работы Виже-Лебрен «Портрет Елизаветы Алексеевны супруги Александра I» (5 РЖ).

В 1920-е годы в музее появились работы преподавателя графических искусств сольвычегодской школы второй ступени Оржеховского И.Р.: две небольшие картины, изображающие северные деревянные храмы (24 РЖ и 23 РЖ) и копия с картины Б. Бельского «Горе» (31 РЖ).

Тематика и жанровый подбор живописных произведений в коллекции музея весьма разнообразны. Два произведения неизвестных авторов «Андрей Первозванный» (38 РЖ) и «Несение Креста» (39 РЖ) являются типичными образцами академической живописи XIX в. религиозного направления. Есть более традиционные иконы, написанные на холсте в технике масляной («Устюжские чудотворцы» 87 РЖ) или смешанной живописи («Господь Вседержитель» 89 РЖ).

В г. Великом Устюге в 1940-е (до апреля 1947 г.) была куплена работа неизвестного художника-любителя «Эскиз Благовещенского собора» 1920-30-е гг. (2 РЖ).

В 1947-1951 годах была приобретена ещё одна картина неизвестного художника «Переправа через реку Оку» (18 РЖ).

В 1947-1952 годах приобретались картины у Архангельского товарищества художников. Многие в 1966 году были переданы в Архангельский областной музей изобразительных искусств (ныне ГМО «Художественная культура Русского Севера»). В музее сохранились картины В. Шестакова «Вид города Сольвычегодска» 1948 г. (27 РЖ) и Д.К. Свешникова «Пейзаж г. Сольвычегодска», написанная в 1943 году (30 РЖ), копия картины В.И. Серова «Ленин провозглашает советскую власть» работы неизвестного художника (1 РЖ). В музее хранится ещё одно произведение Д.К.Свешникова: «Сталин за рабочим столом» 1949 г. (93 РЖ).

История сольвычегодской политической ссылки и пребывание здесь И.В.Сталина отражены в семи произведениях 1933 – 1939 годов устюжского художника Е.П. Шильниковского. Две картины из этого цикла «Обыск» (92 РЖ) и «За работой» (97 РЖ) запечатлели интерьер дома М.П. Кузаковой, комнату в котором снимал И.В. Сталин во время своей сольвычегодской ссылки.

Из Архангельского художественного фонда в 1971-1972 гг. музей получил произведения 1960-х годов: В. Сараева «Беломорье» (14 РЖ), две работы Г.Л. Семакина (4 РЖ и 11 РЖ), картину Ширяева «У Чёрного моря» (12 РЖ).

В 1976 году коллекция пополнилась пейзажами 1959-1960 годов художника самоучки Б. Голубева (17 РЖ, 16 РЖ, 29 РЖ, 6 РЖ, 3 РЖ). Из Сольвычегодского Дома культуры в 1977-78 годах поступили работы А. Голубцова 1966 г. «Прибой» (34 РЖ) и «Отлив» (37 РЖ), Н.Д. Смирнова «Перед дождём» 1952 г. (36 РЖ), Б. Лукошкова «Северный день. Архангельск» 1959 г. (35 РЖ).

В разные годы в музей поступали произведения живописи от частных лиц в дар. В 1924-1929 годах Караулов К.В. подарил Сольвычегодскому музею работу директора музея г. В. Устюга Н.Г. Бекряшева «Портрет девушки в русском северном костюме» (22 РЖ).

В 1925 году потомки Сольвычегодских купцов Пьянковых, Ольга Степановна и Анна Александровна, подарили музею портрет Марии Акимовны Пьянковой работы неизвестного провинциального художника начала XIX в (8 РЖ).

В 1999 году Леонид Сергеевич Аруев, происходящий из известной в Сольвычегодске династии Аруевых, подарил музею большую коллекцию своих живописных и графических работ. Работы отражают весь трудовой путь Л.С. Аруева, процесс его обучения рисованию, творческого роста и становления как мастера пейзажа. Наибольший интерес представляют пейзажи уже сложившегося мастера с видами окрестностей Красноярска (1962 г.) и Монголии (1976 – 1978 гг.), где Л.С. Аруев работал инженером – строителем: «Токмак. Красноярск» (57 РЖ), «Д. Коркино на берегу Енисея» (58 РЖ), «Тола около Зайсана» (75 РЖ), «Скалы Терлича» (76 РЖ и 77 РЖ), «Хандагайка» (80 РЖ), «Храм Богдо-Хан» (81 РЖ). Всего в коллекцию «Русская и советская живопись» вошли 47 произведений художника.

Вверх