Главная/ Новости/ 22 июня Православная церковь чтит память преподобного Кирилла игумена Белозерского.

22 июня Православная церковь чтит память преподобного Кирилла игумена Белозерского.

Преподобный Кирилл Белозерский – основатель Кирилло-Белозерской обители (1397 г.), святой, просиявший на Русском Севере, благодаря его подвижнической деятельности христианское просвещение и православные монастыри получили в нашем крае широкое распространение.

В житии преподобного Кирилла Белозерского сообщается о том, что родился святой, в миру Козьма, около 1337 г. в Москве. Рано оставшись без родителей, Козьма находился под попечительством родственника Тимофея Васильевича Вельяминова – человека знатного, состоятельного и известного в городе, а когда достиг совершеннолетия, стал управляющим его хозяйством. Но это занятие сильно тяготило его, ведь душа Козьмы всегда стремилась к Богу. Ещё будучи отроком, он часто проводил время за молитвой и чтением Богодухновенных книг. Однако прошло немало времени, прежде чем Козьма, желавший молитвенного уединения, смог осуществить свою мечту – уйти в монастырь. И когда наступил тот час, он отправился в московский Успенский Симонов монастырь, где, в возрасте тридцати лет, принял постриг с именем Кирилл. Чин пострижения его в иноки совершил архимандрит Феодор, племянник преподобного Сергия Радонежского. Иноческие труды же Кирилл совершал под наставничеством монаха Михаила, в будущем ставшего епископом Смоленским. Под руководством старца юный инок со всей ревностью вступил в подвиг иночества. Ночью старец читал Псалтирь, а Кирилл клал поклоны, а утром раньше всех являлся в церковь. Во всех делах Кирилл следовал примеру своего учителя – работал в монастырской хлебопекарне: носил воду, колол дрова, раздавал хлеб. А когда в обитель с визитом к своему племяннику Феодору приходил Сергий Радонежский, то прежде всего он искал Кирилла и долгое время беседовал с ним о пользе душевной. Глубокое уважение испытывал преподобный Кирилл и со стороны монастырской братии. Желая избежать всяческой славы, он стал юродствовать. Впоследствии, по воле игумена, Кирилл принял священнический сан. Кроме богослужений, он продолжал выполнять самую тяжелую работу в монастыре. А в 1390 году, когда Феодора рукоположили в архиепископа Ростовского, Кирилл стал архимандритом Симонова монастыря. Являясь образцом смирения, помогая всем нуждающимся, архимандрит Кирилл трудился на благо монастыря, который, благодаря его усердию, процветал. За духовными наставлениями преподобного в обитель стало наведываться всё больше и больше людей, что смущало смиренный дух святого, и он, несмотря на все уговоры братии, сложив с себя сан архимандрита, затворился в келье. Святой стал молить Богородицу указать ему место, полезное для спасения. И, как повествует житие святого Кирилла, однажды ночью во время молитвы перед иконой Богоматери Одигитрии – Путеводительницы он услышал голос Богородицы: «Кирилле, изыде отсюду и иди на Белоезеро, тамо бо уготовах ти место, в немже можеши спастися». Вместе с тем заблистал свет, и из оконца Кирилл увидел на дальнем севере озаренное место. Взяв с собой икону Богородицы, он отправился в путь, но не один, а со своим другом иноком Ферапонтом. Долго они странствовали в Белозерской стороне, крае глухом, малолюдном, а когда взошли на гору Мауру, преподобный Кирилл увидел то самое место, которое было в видении назначено для его пребывания. Спустившись с горы, святой поставил там крест, а вблизи его вместе с другом выкопал землянку. Вскоре после этого преподобный Ферапонт отправился дальше, а преподобный Кирилл несколько лет в одиночестве подвизался в подземной келье. Однажды святой Кирилл, томимый странным сном, лег уснуть под сосной, но едва он закрыл глаза, как услышал голос: «Беги, Кирилл!» Только он успел отскочить, как сосна рухнула. Изготовив из той сосны крест, подвижник молился, чтобы Господь отнял от него тяжкий сон. И с того времени мог он подолгу оставаться без сна. В житии так же повествуется о том, как один крестьянин, пытаясь поджечь келью преподобного Кирилла, подложил огонь, но тот погас. Тогда со слезами раскаяния исповедал он грех свой преподобному Кириллу и по его просьбе был пострижен в монашество. Вскоре из Симоновой обители к преподобному пришли его любимые иноки Зеведей и Дионисий, а чуть позже Нафанаил. Многие стали приходить к преподобному Кириллу с просьбой удостоить их иночества, и святой старец понял, что время его безмолвия завершилось. В 1397 г. он построил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. А когда в обители умножилось число братии, преподобный Кирилл составил для нее весьма строгий устав общежительного монастыря, истинным примером соблюдения которого был он сам. Так, следуя уставу, в храме никто не имел права вести посторонние разговоры, никто не должен был выходить из церкви до окончания службы, к святому Евангелию подходили по старшинству. Во время трапезы у каждого было свое место, и пищу вкушали без каких-либо бесед. Кирилл сам заботился о трапезе для братии, а иногда даже принимал участие в её приготовлении. Под запретом в монастыре были мед, вино и другие хмельные напитки. После трапезы каждый должен был молча возвращаться в свою келью. Деньги хранились в монастырской казне, и никто не имел никакой собственности. Инокам не позволялось даже иметь свою воду в кельях. Кельи не запирались. Кроме икон и книг в них ничего не хранили. Однажды проживавший неподалеку боярин Роман решил отдать в дар обители село, вследствие чего прислал дарственную грамоту. Кирилл же, понимая, что появление в собственности монастыря сёл нарушит иноческое безмолвие, принял решение отказаться от дара. Тут же стоит отметить, что в отношениях с мирской властью Кирилл был независим, но в то же время кроток и миролюбив. Преподобный Кирилл настолько был проникнут любовью к Господу, что при служении литургии и во время церковных чтений не мог удерживаться от благоговейных слез, особенно же лились они у него во время келейного правила. Кроткий, смиренный, проводя всю жизнь «в слезах и воздыханиях, бдениях же и молитвах», «в воздержании прилежном», преподобный Кирилл еще при жизни прославился даром прозорливости и чудес. Приближаясь к блаженной кончине, преподобный позвал к себе свою братию, назначил ученика Иннокентия игуменом монастыря и строго заповедал не нарушать его устава. В день Святой Троицы совершил он своё последнее богослужение. А в последнем обращении к плакавшим братьям сказал: «Не скорбите о моем отшествии. Если получу дерзновение и труд мой угоден будет Господу, то не только не оскудеет обитель моя, но еще больше распространится по отшествии моем, только любовь имейте между собою». Он мирно почил на девяностом году своей жизни 9 июня 1427 года. За тридцать лет трудов в своей обители преподобный сумел создать из нее один из наиболее мощных духовных, книжно-культурных и хозяйственных центров Великой Руси. Общерусское почитание основателя Белозерского монастыря началось в середине пятнадцатого века. Житие преподобного Кирилла, написанное священноиноком Пахомием Сербом, посетившим в 1462 году Кирилло-Белозерскую обитель, основано на достоверных фактах, воспоминаниях о святом его учеников. Ещё при земной жизни преподобного Кирилла Дионисий Глушицкий написал его образ, который в настоящее время находится в Государственной Третьяковской Галерее г. Москвы. В экспозиции Сольвычегодского историко-художественного музея, расположенной в Благовещенском соборе, среди многообразия памятников древнерусского искусства представлена пелена с образом святого преподобного Кирилла Белозерского. Пелена была выполнена в 1660-х гг. в золотошвейной мастерской Анны Ивановны Строгановой и является вкладом её сына Григория Дмитриевича Строганова в Благовещенский собор.В фондохранилище музея в коллекции «Древнерусская живопись» находится двусторонняя икона-таблетка 18 в., на одной из сторон которой изображены святые: Столпник Никита Переславский, святитель Игнатий Ростовский, преподобный Дионисий Глушицкий и преподобный Кирилл Белозерский.

Текст подготовила сотрудник СИХМ Светлана Субботина.

Вверх