Главная/ Статьи/ Дворец искусств

Дворец искусств

В научной библиотеке Сольвычегодского историко-художественного музея хранится подшивка газет «БОРЬБА и ТРУД» за 1920-1921 гг., печатавшаяся с 1919 года при Сольвычегодском уездном исполнительном комитете Р.К.П. (б). В газете от 20 февраля 1921 года напечатана программа открытия Дворца искусств в Сольвычегодске. Целую неделю праздновали это событие, а в №17 от 27 февраля 1921 года напечатана статья: «Торжество открытия «ДВОРЦА ИСКУССТВ»; (С 20 по 27 февраля 1921 г.); Первый день 20 февраля». В статье, подписанной коротко – «Я», эмоционально и подробно рассказывается об открытии: «После третьего звонка из оркестра всходит на сцену Председатель Исполнительного Комитета А.А. Горбунов и, объявляя «Дворец Искусств» открытым, разрезает ленту, скрепляющий занавес. Медленно, медленно открывается занавес, и в этот момент раздаются мощные звуки Интернационала, исполненного духовым оркестром под управлением В.Г. Митина. Все зрители, как один, поднимаются со своих мест…». Пламенная речь т. Горбунова почти полностью процитирована автором статьи: «Это седой великан является свидетелем прошлого. Перед ним прошли столетия… Он видел, как трудовой народ своим трудом, доходящим до кровавого пота ложил кирпич за кирпичом, возводя это здание. А для кого и для чего служило тогда это здание? Стены его служили только для пыток, только для страданий и несли они только кандалы для трудового народа. Эти стены видели и полицейщину, и жандармерию, и тюремщину… Эти стены были свидетелями того, как вошел сюда в Октябре 1917 года трудовой народ, сбросивший оковы рабства… Другой жизнью зажило тогда это здание. В стенах его находили приют красные бойцы, вооруженные винтовками, защитники великих завоеваний трудового народа. Когда трудовой народ победил своего классового врага на фронте огня, когда настало затишье, сюда вошли новые бойцы, бойцы, вооруженные топором, молотком и киркой… Открытие Дворца – начало мирного строительства. С этого дня перед нами расстилается широкая и светлая дорога к светочам науки и искусства…». В первый день открытия Дворца был показан парадный спектакль «Потонувший колокол» (Гаунтмана), перед началом которого комендант дворца Томский И.И. сделал краткое пояснение к этому произведению. Далее автор рассказывает о том, что «Спектакль прошел великолепно. Сольвычегодск ничего подобного за свое существование ещё не видал…», что во время антракта играл младший состав духового оркестра под управлением В.Г. Митина, что у всех людей, бывших на открытии Дворца – праздничное, приподнятое настроение, «везде и всюду образцовый порядок; ни толкотни, ни давки. Первый вечер заканчивается чаем для всех присутствующих». Есть предположение, что автором статьи был Никанор Алексеевич Яхлаков – председатель уездного отделения профсоюзов работников искусства (ВСЕРАБИС), заведующий Народным домом в Сольвычегодске. В его воспоминаниях – «МИНУВШЕЕ ПРОХОДИТ предо МНОЮ…», написанных в 1978 году и переданных Сольвычегодскому музею есть глава 6-я под названием «Дворец Искусств и труда» с подробным рассказом о предшествующих событиях 1921 года: «… здание Народного дома уже не отвечало потребностям, к тому же пришло в ветхость. Нужен был или капитальный ремонт с расширением помещения или строительство нового здания. Товарищи поручили мне поставить этот вопрос перед Уисполкомом. Я пришел к Андрею Алексеевичу и изложил суть дела. Он мне ответил: «Поищите, нет ли в городе подходящего здания, которое можно было бы приспособить». Мы стали думать и искать. В центре города стояло по тем временам большое каменное здание, бывший дом купцов Пьянковых. В годы Гражданской войны в нем квартировали воинские части. Оно пустовало и находилось в крайне запущенном состоянии. Я пригласил техника-строителя, Николая Петровича Субботина, и мы с ним облазили всё, вплоть до чердака. Стали планировать, где и что разместить. Мы наметили в центральной части устроить театр со зрительным залом, сценой, гримерками, фойе, буфетом, бильярдом и другими подсобными помещениями. В одном из крыльев – музей, а в другом – библиотеку. Полукруглый проход со сцены в музей использовать под склад декораций, а из фойе оставить свободным проход в библиотеку. Одним словом, создать единый центр культурной работы… Уисполком единодушно одобрил план и создал чрезвычайную комиссию по постройке Дворца Искусств и труда. Пусть читатель не удивляется: именно так она (комиссия) именовалась во всех документах. Во главе её был назначен председатель Упрофсовета Г. А. Попов, а членами Н.П. Субботин, начальник Укомгосоора П.В. Плешаков и я. Постановление обязывало Укомтруд обеспечить стройку рабочей силой, Упроком – пайками, а Укомгосоор – необходимыми материалами. И 20 октября (1920 года ) закипела работа. Николай Петрович разыскал и пригласил работать знакомых ему старых рабочих – печников, каменщиков, маляров, плотников, штукатуров. Главная плата за труд тогда заключалась в пайках продовольствия. А объем работ был большой. Надо было в капитальных стенах почти метровой толщины пробить две арки: одну для соединения зрительного зала с помещением, предназначенным для сцены, а вторую – для соединения будущего фойе с буфетом. Кроме того, небольшую дверь из коридора в оркестровую «яму». Надо было привести в порядок (кое-где с перекладкой) печи; в некоторых местах перестелить полы; произвести штукатурку и побелку всех помещений; оборудовать сцену и обеспечить декорациями; провести электропроводку; изготовить необходимую мебель. Необходимо отметить, что старинный кирпич (зданию тогда было около 150 лет), изымаемый из стен, был почти в полтора раза больше и тяжелее. И необычайно крепок: не ломался при выбрасывании во двор с высоты второго этажа. Уком и Уисполком повседневно проявляли большую заботу о ходе строительства и всемерно помогали. Горячую поддержку мы имели и со стороны общественности. Самая трудоёмкая работа – уборка мусора, отходов была целиком проведена силами многочисленных, почти еженедельных субботников, в которых принимали участие коммунисты, комсомольцы, члены профсоюзов и, конечно, члены драмкружка, хористы и оркестранты, стоило только кликнуть клич и назначить время явки… Понадобились для укрепления арок двухтавровые железные балки, цемент и ещё кое-что из строительных материалов. Обратились за помощью в Губисполком. Там идея создания Дворца Искусств и труда нашла сочувствие и поддержку. Отпустили все просимое и при всей ограниченности имевшихся средств и возможностей выделили бархат и атлас для главного занавеса. Благодаря такой всеобщей поддержке и энтузиазму рабочих, в рекордно короткий срок, вдвое меньший против расчетов, задача была выполнена, и 20 февраля 1921 года Дворец гостеприимно открыл свои двери первым посетителям. Пожалуй, уместно рассказать и о том, что увидели посетители во Дворце и как реагировали. Все для них было ново, необычно и восхищало. Поднявшись на второй этаж, они попадали в гардероб, где им предлагали снять верхнюю одежду… По коридору они попадали в фойе, где стены окрашены в светло-голубой тон, на полу во всю длину ковровая дорожка, на потолке – люстра, а у стен удобные диванчики… Но вот открылись двери в зрительный зал. Его стены светло-розового тона, на окнах кремовые занавески, люстры и стенные бра освещают все помещение, в котором диваны с нумерованными местами на 300 зрителей. До начала спектакля и в антрактах играет духовой оркестр. Сцену отделяет красивый занавес из зелёного атласа с золотыми цветами и бархатной каймой. Все как в настоящем театре… Все ново, необычно. В антракте в буфете можно выпить стакан чаю с сахаром, съесть пирожок с капустой или грибками…». Из газет и воспоминаний Никанора Алексеевича Яхлакова мы смогли узнать и понять, что происходило в нашем маленьком городке в те далекие времена. Но история дома купцов Пьянковых на этом не заканчивается…

Вверх