Главная/ Статьи/ Древняя вязь.

Древняя вязь.

Реальным свидетелем богатого минувшаго остаются лишь масивныя стены храмов и харнящиеся в них памятники былого стремления к красоте. Они способны многое разсказать, иногда в тонком намеке дать почувствовать о прежней жизни края, о людях прошлаго и их делах, о мыслях и стремлениях их (Н.Е. Макаренко – Искусство Древней Руси у Соли Вычегодской, 1919 г.).

Познакомиться с историей строительства и освящения Благовещенского собора можно разными способами: через книги и видеоматериалы, во время экскурсии. Существует и другой, гораздо более интересный вариант – узнать об основании церкви непосредственно из настенной росписи внутри собора. Замысловатой древней вязью на стенах храма (кроме восточной, закрытой иконостасом), на высоте несколько выше человеческого роста написана летопись собора.

Древняя вязь., изображение №1

Как отмечают исследователи, летопись является источником, дающим исчерпывающую информацию по истории строительства храма и создания фресковых росписей. Несмотря на то, что текст летописи поновлялся и имеет довольно грубые прописи, а некоторые его части приходятся на штукатурные вставки, надпись вполне читабельна и расшифрована специалистами (полный текст приводится в конце материала).

Неподготовленному зрителю текст, написанный на стенах собора, может показаться очень сложным для прочтения, получится разобрать только отдельные слова. Связано это с тем, что вязь, которой выполнен текст – особый стиль письма. Его целью является как компактное размещение, так и определенное художественное оформление надписей. При письме вязью применяется ряд приёмов, используемых для сокращения текста, затрудняющих его прочтение. Рассмотрим эти приёмы на примере части настенной летописи в Благовещенском соборе.

Древняя вязь., изображение №2

Для начала определим, о чем повествует эта часть надписи. Расшифровка следующая: «да Никита Григор(ь)евъ сын(ъ) да Андреи и Петръ Семеновы дети Строгановы по своих родителех».
При написании этой части текста с первых букв применяется прием лигатуры – соединения нескольких букв, имеющих общую слившуюся часть. Буквы «Д» и «А» сливаются в единую конструкцию, также как и буквы «И» и «К».

Древняя вязь., изображение №3
Древняя вязь., изображение №4

Следующим приёмом является уменьшение букв «И», «Т» и «А» во второй половине имени Никита, и их особое размещение (буква «Т» над буквой «А» в одной строке, буква «И» между «К» и ними). Использованный приём, написание двух или нескольких уменьшенных букв одна под другой, называется соподчинением.

Древняя вязь., изображение №5

Подчинение – написание малой буквы под какой-либо частью или между штрихами большой, возможно увидеть в расположении буквы «Е» между концами буквы «С» в слове «Семеновы».

Древняя вязь., изображение №6

Таким образом, даже на небольшой части от всей надписи можно увидеть разные приёмы, использовавшиеся при написании текста вязью.

Дополнительной подсказкой, для читателя послужит факт того, что начало большей части слов выделено более светлым цветом. Стоит отметить, что часть надписи, находящаяся под крыльями иконостаса такой особенности не имеет. Предположительно это связано с тем, что она не подвергалась поздним поновлениям.

Древняя вязь., изображение №7

Вязь можно встретить не только в настенной летописи собора, но и на предметах, вложенных Строгановыми в Благовещенский собор.

К примеру, вкладная надпись, гравированная вязью по краю поддона, имеется на водосвятной чаше: «ПОЛОЖИЛИ СИЮ ЧАШУ СЕМЕНА АНИКИЕВИЧА СТРОГАНОВА ЖЕНА ЕВДОКИЯ НЕСТЕРОВНА А НЫНЕ ВО ИНОЧЕСКОМЪ ЧИНУ СТАРИЦА ЕУФРОСИНИЯ З ДЕТМИ СВОИМИ СО ОНДРЕЕМЪ И СПЕТРОМЪ СЕМЕНОВИЧИ И СЪ ИХ ДЕТМИ ДМИТРЕЕМЪ АНДРЕЕВИЧЕМ ДА С ПЕТРОМЪ ПЕТРОВИЧЕМ ВЕЧНАГО РАДИ ПОМИНАНИЯ».

Древняя вязь., изображение №8
Древняя вязь., изображение №9
Древняя вязь., изображение №10

На пелене Богоматерь Одигитрия на кайме серебром вязью вышит тропарь: “К БДЦЕ ПРИЛЕЖНО НЫНЕ ПРИТЕЦЕМ…”. На нижней стороне каймы в рамке шита вкладная надпись: “СИЯ ПЕЛЕНА СТРОЕНИЕ ГРИГОРИЯ ДИМИТРИЕВИЧА СТРОГАНОВА”. На фоне средника в двух клеймах в виде дробниц шито: “ОДИГИ”, “ТРИЯ”.

Древняя вязь., изображение №11
Древняя вязь., изображение №12

Более подробно познакомится с вышеперечисленными предметами и другими вкладами династии Строгановых возможно в экспозициях Сольвычегодского музея. Кроме того, на сайте музея доступен виртуальный тур, с помощью которого доступно доступно «заочное» знакомство с музейными объектами (https://solimus.ru/tour/).

Мы рассмотрели лишь несколько примеров применения декоративного письма – вязи на предметах и в составлении летописи храма. Особые художественные свойства и возможность компактного расположения текста делали вязь такой привлекательной для украшения предметов. Любили встарь красиво делать. Делать так, чтобы и глазу было приятно и мыслям понятно (Н.Е. Макаренко – Искусство Древней Руси у Соли Вычегодской, 1919 г.).

Текст настенного летописца Благовещенского собора города Сольвычегодска: «Лет(а) 7068гО индикта 3 ОснОван сии храм Бл(а)г(о)в(е)щение прес(вя)теи Б(огороди)цы и с приделы при г(о)с(у)д(а)ре ц(а)ре и великОм кн(я)зе Иване Васильевиче всея Руси самОдержце и при ег(о) бл(а)г(о)ч(е)стивых ц(а)р(е)в(и)чех кн(я) зе(х) Иване и ФеОдОре и при митрОпОлите Макарии всея Руси и при архиеп(и)ск(о)пе Никандре РостОвскОм. Лета 7092гО иуня 9 д(ня) Ос(вя) ще(н) сии храм Бл(а)г(о)в(е)щение при г(о)с(у)д(а)ре ц(а)ре и великОм кн(я)зе ФеОдОре ИванОвиче всея Руси // самОдержце и при егО ц(а)рице и великОи кня(ги)не Ирине при митрОпОлите ДиОнисии всеа Русии и при архиеп(и)ск(о)пе ЕуФимии РостОвскОм. А ставили сии храм Ианикии ФедОрОвъ сын(ъ) СтрОганОвъ и егО дети ЯкОвъ и ГригОрии и Семен(ъ) и егО внучата Максим ЯкОвлевъ сын(ъ) да Никита ГригОр(ь)евъ сын(ъ) да Андреи и Петръ СеменОвы дети СтрОганОвы пО свОих рОдителех и пО себе на памят и на пОминОк ныне и впред(ь). А пОдписан(ъ) сии храмъ с приделОм и Олтари стеным пис(ь)мОм лета 7109гО гО(да) маиа 11 при // бл(а)гОв(е)рнОи ц(а)р(и)це и великОи кн(я)г(и)не инОке Александре и при г(о)с(у)д(а)ре бл(а)гОвернОм ц(а)ре и великОм кн(я)зе Борисе ФедОрОвиче всея Руси самОдержце и при егО бл(а)гОвернОи ц(а)рице великОи кня(г) ине Марии ГригОревне и при бл(а)гОрОдных чадех ц(а)рев(и)че кн(я) зе ФеОдОре БорисОвиче и ц(а)ревне княжне Ксение БорисОвне и при с(вя)теишем Иове патриархе МоскОвскОм и всеа Русии и при Варламе митрОпОлите РостОвскОм а стрОен[ием и п]Овелением Никиты ГригОре[ва сына Строганова]».

Материал подготовил сотрудник СИХМ, Николай Бильчук.

Вверх