Главная/ Новости/ Под предстательством Царицы Небесной

Под предстательством Царицы Небесной

15 марта (2 марта по ст. стилю) Русская Православна Церковь чтит икону Богоматери, именуемую «Державная».

Поводом для установления празднества в честь данного образа стало особо значимое для всех христиан событие чудесного обретения иконы Богородицы, совершившееся в этот день в 1917 году в церкви Вознесения Господня с. Коломенского.

 

Во всей истории существования Руси есть множество свидетельств тому, что Богородица не оставляет её без Своего покровительства. Пречистая

не раз раскрывала глубину тайн местонахождения Своих икон через избранных Богом людей, вселяя тем самым надежду на Её заступничество. Не стало исключением и обретение иконы «Державная», открывшейся русскому народу в день отречения от престола последнего российского императора Николая II. Возможно, кто-то и принял такое совпадение за простое стечение обстоятельств, однако верующие рассмотрели в этом знак, данный свыше, что, безусловно, укрепило их в вере – Царица Небесная по-прежнему оберегает Русскую землю.

 

О том, как развивались события, известно следующее. Крестьянке из слободы Перервы Бронницкого уезда Евдокии Андриановой во снах стала являться Пресвятая Богородица. Матерь Божия велела ей идти в Коломенское и отыскать там «чёрную» икону и сделать «красной». Как выяснилось впоследствии, под словом «черная» подразумевалось «старая», а сделать «красной» означало «восстановить образ».

 

Евдокия, поспешив исполнить просьбы Богородицы, отправилась в Коломенское, где поведала обо всём настоятелю Вознесенского храма. Состоявшиеся поиски увенчались успехом. Среди множества святых образов, хранившихся в нижней части храма, удалось   разыскать тот самый, о котором сообщалось в видении.

 

Проведённые в дальнейшем реставрация и исследования позволили атрибутировать икону концом восемнадцатого столетия и предположить, что прежде она располагалась в пророческом ряду иконостаса кремлёвского Вознесенского женского монастыря Москвы. Перед началом Отечественной войны 1812 года, вероятно, с целью спасения икона была вывезена в Коломенское. С 1990 года и по сей день местом пребывания обретённого образа Богоматери «Державная» является церковь Казанской иконы Богоматери всё в том же Коломенском.

 

По сохранившимся сведениям, после того как икона Богородицы открылась людям, с неё было выполнено множество списков. Большинство из них, к сожалению, считаются либо утраченными, либо спрятанными. И если до сих пор о них ничего не известно, надо полагать, что час откровения ещё не настал.

О том, что образ, аналогичный иконе Богоматери «Державная», встречается в настенных росписях Благовещенского собора в г. Сольвычегодске, знает далеко не каждый, поскольку он находится в Алтаре – Святая Святых храма – и от общего обозрения скрыт высоким пятиярусным иконостасом.

 

Образ, именуемый «Державным», восходит к иконографическому типу «Панахранта» (Всецарица, Всенепорочная, Пречистая, Всемилостивая), сформировавшемуся в Византии в XI–XII вв. На иконах данного типа Богородица с Младенцем изображается восседающей на Престоле. Их первостепенной задачей является воспевание Богородицы – Царицы Небесной.

 

Этот глубинный смысл в полном объёме раскрывается в образе, прописанном в горнем месте алтаря летнего храма Благовещенского собора (18 в.). Царственное величие Матери Божией в данном изображении подчёркнуто и атрибутами, присутствующими в образе, отличающими его от других Богородичных икон, и грамотно подобранным, основанным на православных традициях, цветовым решением.

 

На голубом фоне, олицетворяющем небеса, запечатлен образ Богородицы «Державная» в росписях Благовещенского собора. Голубой цвет символизирует небесную, совершенную чистоту Девы Марии.

Богородица с Младенцем Христом на Её коленях изображена на Престоле, возвышающемся на облаке.

 

О царственном происхождении и перенесённых Богородицей страданиях напоминает цвет Её мафория – красный. Признанный «царским» он знаменует о том, что Богородица – Мать Царя Иисуса Христа. На царственность Девы Марии указывает корона, в которой Она изображена. Но увидеть её полностью не представляется возможным из-за прописанного поверх нимба. И наконец, в образе присутствуют две царские регалии, по одной из которых он и получил своё название. В правой руке Богородица держит – Скипетр, а ладонь левой руки Божией Матери возложена на Державу. Именно эти атрибуты являются ключевыми в данном образе и подводят к полному пониманию его замысла.

 

Сосредоточенный на прославлении Богородицы, он одновременно акцентирует внимание на том, что Царица Небесная – покровительница земли Русской! И всех, кто обращается к Ней со словами искренней молитвы, Пресвятая Пречистая Богородица не оставит без Своего предстательства!

Текст подготовила лектор-экскурсовод СИХМЗ Светлана Субботина.

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

Вверх