Главная/ Новости/ Усекновение главы Иоанна Предтечи: смысл и традиции православного праздника

Усекновение главы Иоанна Предтечи: смысл и традиции православного праздника

11 сентября (29 августа по ст. стилю) православная церковь отмечает праздник – Усекновение главы Пророка Иоанна – Предтечи и Крестителя Господня, одного из самых почитаемых православной церковью святых.

Кто такой Иоанн Предтеча? Почему Усекновение главы святого считается праздником? Какие традиции существуют в этот день, и каким образом праздник отражается в искусстве – на все эти вопросы ответим в нашей статье.

Кто такой Иоанн Предтеча?

Иоанн Предтеча – предшественник Иисуса Христа, величайший пророк, известивший людей о скором пришествии в мир Спасителя.

В Евангелие повествуется о том, что родителями Иоанна были первосвященник Захария и его жена Елизавета, остававшиеся долгое время бездетными. Однажды во время службы в храме первосвященнику Захарии явился архангел Гавриил с вестью о рождении у них сына, который наречётся Иоанном, и что сын этот «будет велик пред Господом». Текст Евангелия гласит, что Захария, изначально усомнившийся в услышанном, за своё неверие, был лишён дара речи, до времени, пока не свершится предначертанное. И родился «Светлый младенец» и «отверзлись уста» Захария, и пророчествовал он о скором пришествии обещанного многими пророками Спасителя, и о том, что родившийся младенец «приготовит пути Ему». Как написано в Евангелие, младенец «возрастал и укреплялся духом и был в пустынях до дня явления своего Израилю». «Явившись перед Израилем», он начал проповедовать в этой пустыне». Своей жизнью в пустыне, Иоанн, питающийся акридами и диким мёдом, одетый в одежду из верблюжьего волоса, напоминал ветхозаветного пророка – отшельника Илью. Страстной, как проповедь Ильи, была его проповедь. Но иной, «новозаветный» смысл наполнял её. Прежде всего, Иоанн проповедовал покаяние в грехах, говоря, что приближается царствие небесное и, если дерево не приносит добрых плодов, его срубают, а топоры уже лежат при корне. Приходящий к нему народ он крестил в знак очищения в водах Иордана, пророчествуя, что за ним идёт тот, кто сильнее, кто крестить будет не водой, а огнём и духом. Обладая пророческим даром, он узнал в Иисусе Христе Спасителя, и по Его настоянию совершил над Ним обряд крещения, во время которого на Иисуса Христа снизошел Дух Божий. После крещения Спаситель начал свою проповедь и, первыми, к кому Он явился, стали те, кого Иоанн готовил к пришествию Миссии своими пророчествами, призывая к покаянию.

За что казнили святого Иоанна?

Причиной смерти Иоанна Предтечи стала его проповедь. Строгий обличитель греховной жизни, несправедливости и беззакония, не обошёл стороной своими речами и царя Галилеи Ирода Антипу (Ирод Антипа – сын Ирода Великого, по его приказу в Вифлееме произошло избиение младенцев), сожительствовавшего с женой своего брата – Иродиадой. Поддавшись её уговорам, царь отдал приказ заточить проповедника в темницу, но поскольку почитал Иоанна, а также из-за боязни народного гнева, казнить его не решался. Однако Иродиада, переполненная ненавистью к Иоанну, не успокаивалась в своём желании нанести ему вред. Одержимая этой жаждой, она выискала возможность исполнить свои злодеяния. Во время пира, состоявшегося в честь дня рождения Ирода, она упросила свою дочь Саломею станцевать перед ним, зная заранее, о том, что царь, безумно обожавший её танцы будет готов за это зрелище исполнить любую прихоть. И, когда речь зашла о награде, Саломея, подговоренная матерью, потребовала от царя принести ей голову Иоанна Крестителя. После чего к Иоанну в темницу послали палача; он обезглавил святого, и Саломея получила его голову на блюде. По преданию, отсечённая голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду, что привело и так злорадствующую Иродиаду в ярость. Она исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но впоследствии жена царского домоправителя Хузы тайно забрала святую главу, положила её в сосуд и захоронила на Елеонской горе, а тело святого Иоанна Крестителя было погребено его учениками.

Почему мученическая смерть святого Иоанна Предтечи является праздником?

Мы привыкли воспринимать слово «праздновать» как синоним слову «радоваться», а ведь смысл слова гораздо шире – «оставаться без дела». Но быть праздным, то есть не выполнять обычных житейских дел, можно не только тогда, когда душу захлестнула радость. Это может случиться и потому, что руки опустились от горя, и всё замирает от ужаса. Именно таков день Усекновения главы Пророка Иоанна – Предтечи и Крестителя Господня.

На самом деле смерть Иоанна символизирует жертву, которую человек приносит, отстаивая правду во имя Господа. С богословской точки зрения Усекновение главы Иоанна Предтечи считается праздником потому, что в этот день святой Иоанн Креститель был прославлен в очах Божьих как Его угодник, как претерпевший смерть за свою преданность Богу и Божьему закону. Вместе с тем через его духовный подвиг был прославлен и Сам Господь.

Митрополит Антоний Сурожский говорил в своей проповеди о том, что в день Усекновения главы Иоанна Предтечи следует молиться об умерших в одиночестве, без утешения, о погибших из-за того, что умели любить или потому, что другие любить не умели, «в ужасе, и трепете, и недоумении, и в отчаянии иногда, умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью». Иоанну Предтече молятся также о людях, страдающих алкогольной зависимостью.

Традиции церковного праздника.

Известно, что в христианстве в дни больших церковных праздников довольно часто допускаются послабления в пище, даже если они приходятся на Великий пост, а на Усекновение главы Иоанна Предтечи строгий пост содержится в сам праздничный день. Настолько строгий, что, к примеру, в дореволюционной России «на Усекновение главы» даже переставали работать винные лавки. Это был день трезвости – полной ясности ума. Данные запреты происходили в память о великом аскете Иоанне Предтече, они подчеркивали собой, что именно необузданные хмельные страсти способствовали трагедии, развернувшейся в Иудее. И вполне обоснованно, что в день Усекновения главы Иоанна Крестителя Церковью был установлен строгий пост. Он несёт в себе выражение скорби христиан о насильственной смерти святого, напоминание о том, что невоздержание приводит к страшным последствиям – ведь Ирод дал клятву Саломее, будучи изрядно пьяным, а стол на пиру ломился от изысканных блюд.

В старину в России считалось, что в этот праздник нельзя употреблять в пищу плоды круглой формы, потому что они напоминают голову, исключались из рациона напитки красного цвета из-за их внешнего сходства с кровью, не резали хлеб ножом, а ломали его руками. Безусловно, в этих традициях прослеживается отголоски языческого прошлого, все они являются не больше, чем суевериями, которые православная церковь не признает. В православных храмах в этот день проходят праздничные богослужения, Священный Синод рекомендует совершать Молебное пение о страждущих недугом винопития.

Отражение праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи в искусстве.

«Концом пророков» называли Иоанна христиане, так как он не только предсказал явление Иисуса Христа, но и видел это пророчество сбывшимся, видел Иисуса Христа явившимся во плоти. За это пророчество, за то, что по своей проповеди Иоанн является предшественником, Предтечей Иисуса Христа, высоко чтит его христианство. Церковные песнопения прославляют святого, подчёркивая его пророческий дар, добровольное отшельничество, мученичество за правду. Иоанна Предтечу начало изображать ещё искусство первых христиан, оттуда почерпнуло искусство Византии, а затем и Древней Руси, где, как известно, святой обрёл особое почитание. Именно оно способствовало появлению на Руси храмов в его честь и написанию многочисленных образов Иоанна, с узнаваемыми, характерными ему чертами длинноволосого зрелого мужа, облачённого в милоть – одежду из верблюжьего волоса. Нередким является и изображение Усекновения главы святого. В собрании Сольвычегодского историко-художественного музея-заповедника имеется ряд икон, на которых запечатлён Иоанн Предтеча. Среди них встречается двунадесятый праздник – Крещение Господне, самостоятельные изображения святого и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Они написаны в разные временные периоды – в XVI, XVII, XVIII, XIX веках.

Икона-таблетка двухсторонняя. 1. Усекновение главы святого Иоанна Предтечи. 2. Успение Богородицы. Второе десятилетие XVII века. Холст, левкас, темпера, двойник. 17,5×15,3×0,3 см. Номер Госкаталога – 15250817.

Самая ранняя икона, отражающая праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи, в коллекции Сольвычегодского музея-заповедника. Композиция объединяет два иконографических сюжета: справа – выведение Иоанна Предтечи из темницы; слева – Усекновение главы Иоанна Предтечи. По центру в верхней части композиции в облачном сегменте изображён благословляющий Иисус Христос.

Икона. Усекновение главы святого Иоанна Предтечи. Середина XIX века. Дерево, левкас, темпера, металл, басма, золочение. 35,5×30×2,3 см. Номер Госкаталога – 18671664.

Как и на иконе-таблетке в композиции отражены два иконографических сюжета: слева – выведение Святого Иоанна из темницы; справа – Усекновение главы. В данной композиции фигура святого изображена со склонённой головой, над Иоанном – воин с орудием казни – мечом, занесённым над головой. У ног Иоанна Предтечи – чаша. На заднем плане изображены здания, которые могут интерпретироваться и буквально, и иносказательно, указывая на Горний Иерусалим. В центре верхней части иконы изображён Господь Саваоф – его правая рука в благословляющем жесте, в левой руке расположена держава.

Данные иконы поступили в музей одновременно 18 августа 1923 года по акту передачи Благовещенского собора с имуществом Сольвычегодскому музею «в связи с отказом общины верующих от содержания вышеназванной церкви за неимением средств на взнос страховых платежей».

В акте от 25 августа 1923 года видно, что икона середины XIX века вошла в число предметов, передаваемых из «холодного храма Благовещенского собора», а икона-таблетка – из «тёплого Сретенского храма», то есть из южного придела Благовещенского собора, освещённого в честь праздника Сретения Господня.

3. Икона. Усекновение главы святого Иоанна Предтечи. XIX век. Дерево, масло. 174×61×3,7 см. Номер Госкаталога – 19295080.

На иконе изображена сцена Усекновения главы Иоанна Предтечи: святой стоит на коленях, его руки скрещены перед грудью, над головой золотой нимб. Сзади стоит воин, заносящий длинный меч над головой Иоанна. Воин одет в красный плащ. В нижней части композиции на светлом фоне расположен кондáк – краткое песнопение, отражающее суть праздника: Предтечево славное усекновение / смотрение бысть некое Божественное, / да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие. / Да рыдает убо Иродия, / беззаконное убийство испросивши: / не закон бо Божий, ни живый век возлюби, / но притворный, привременный.

В верхней части композиции по центру надпись «Образ Усекновения главы Иоанна Предтечи».

К сожалению, информация о поступлении иконы на данный момент не обнаружена. По форме и размерам иконы можно предположить, что она находилось в иконостасе одного из храмов города Сольвычегодска.

Скульптура. Голова Иоанна Предтечи. XIX век. Дерево, левкас, темпера; резьба по дереву, роспись. 29×21×14,5 см. Номер Госкаталога – 16249185.

В 1990 году данный предмет поступил от художника-реставратора Субочева Сергея Анатольевича. О том, что скульптура относится к празднику Усекновения главы Иоанна Предтечи, может рассказать нам красочный слой. На шее святого видна красная краска. Вероятно, к данной скульптуре должно прилагаться блюдо, как часть эпизода приношение головы Иоанна Предтечи Саломее.

Текст подготовила специалист по учёту музейных предметов Сорокина В. А.

#Культура29

Вверх