Главная/ Новости/ 14 сентября Православная Церковь чтит память преподобного Симеона Столпника.

14 сентября Православная Церковь чтит память преподобного Симеона Столпника.

«Столпник – дивный цветок, расцветший на стебле каменного столпа. Столп был подобен огромной свече, столпник – подобие пламени её. Столп был подобен духовному трону, столпник – царю монахов. Гиганты духа жили в былые времена. Столпники, как и иные подвижники, со смирением несли сей подвиг – действовали по воле Божьей, с Божьей помощью».

Столпничество, обретшее своё начало в Сирии, является одним из видов христианского монашеского аскетизма. Столпник – святой, избравший для себя особый подвиг – стояние на столпе (возвышении), как способ удаления от мира и сосредоточении на постоянной молитве.

«Новое и чудное таинство совершилось в наши времена», – с этих слов начинается житие преподобного Симеона, составленное его учеником Антонием.

Преподобный Симеон Столпник, с именем которого древние церковные историки связывают происхождение столпничества, как особой формы монашеского подвига, родился в христианской семье в Каппадокийском селении Сисан (356 г.).

Однажды, придя в храм и услышав там Евангельские заповеди блаженств, воспитанный в благочестии Симеон, настолько проникся их глубиной, что тут же воспылал огромным желанием следовать Евангельским путем. Совсем юный, оставив отчий дом, удалился он в ближайший монастырь, а в восемнадцать лет, приняв иноческий постриг, предался подвигам строжайшего воздержания и непрестанной молитвы. Приучая себя к лишению сна и сплошным ночным бдениям, становился будущий святой на круглое дерево, находясь на котором, должен был соблюдать равновесие и при первом дремотном состоянии падать. Это была своего рода подготовка для будущего столпничества. Но его ревность, непосильная для остальной монастырской братии, не могла не встревожить игумена. Он предложил преподобному либо умерить свои аскетические подвиги, либо покинуть монастырь. Смиренно выслушав настоятеля, Симеон ушел из обители. Поселившись на дне высохшего колодца, он продолжил исполнять свои суровые обеты. Однако по прошествии времени, игумену в сонном видении явились ангелы, повелевшие ему позвать Симеона в монастырь. Игумен, не смея противиться данному явлению, так и сделал. Как известно, Симеон возвратился в прежнюю обитель, но пробыл в ней не долго. Вскоре он вновь удалился, обретя для себя, на этот раз, место в каменной пещере, расположенной недалеко от села Галанисса, где прожил три года, совершенствуясь в иноческих подвигах.

Согласно сирийскому житию, перед своим столпничеством, во время четыредесятницы преподобный Симеон видел небесного мужа огненного вида в военных доспехах, который сначала молился, а потом встал на камень, с воскурявшимся на нём фимиамом и, загнувши свои руки назад, наклонился и снова выпрямился, смотря на Симеона. Потом опять простирал руки к верху и устремлял свой взор к небу. Такое видение, сообщается в житии, повторялось три раза подряд – с вечера до утра. Симеон воспринял его, как знамение, данное свыше, и сам в течение трёх месяцев стоял на камне, а затем начал стоять на столпе. Избегая мирской славы, преподобный избрал для себя еще неизвестный до той поры вид подвижничества – столпничество. Симеон построил столп, высота которого составила четыре метра, и поселившись на нём в маленькой келье, предался усиленной молитве и посту. Стоя днём и ночью: и в дождь, и в зной, и в стужу, как свеча, он почти непрерывно молился и размышлял о Боге. К месту его трудов приходило много народа, жаждавшего получить исцеление и услышать слово христианского назидания.

Преподобному Симеону довелось пережить много искушений, неизменно одерживая над ними победу, полагаясь не на собственные слабые силы, а на Самого Господа, Который всегда приходил к нему на помощь.

Пребывая на столпе, Симеон постепенно увеличивал его высоту. Последний столп святого достиг шестнадцати метров. Вокруг него была возведена двойная ограда, не позволявшая подходить слишком близко, чтобы не нарушать молитвенную сосредоточенность святого.

По словам жития, во время стояния на столпе, Симеон был искушаем дьяволом, явившимся ему в образе ангела на огненной колеснице, и сказавшим, что за свои подвиги Симеон, подобно пророку Илье, будет живым вознесён на небо. Симеон одной ногой уже собирался встать на колесницу, но, когда осенил себя крестным знамением, видение исчезло. Раскаявшись, святой год простоял на той ноге, которой хотел встать на колесницу.

Преподобный Симеон провел в усиленных иноческих подвигах восемьдесят лет, тридцать семь из них простоял на столпе. Бог даровал ему исполнить в столь необычных условиях поистине апостольское служение. Многие язычники, потрясенные нравственной стойкостью и телесной крепостью подвижника, приняли Крещение. Когда святого Симеона не стало, первым о кончине узнал его ближайший ученик Антоний. Встревоженный тем, что наставник в течение трёх дней не показывался народу, он поднялся на столп и нашел его мертвое тело, склоненное на молитве (459 г.) Святого Симеона Столпника похоронили недалеко от его столпа. Антоний устроил на месте его подвигов монастырь, где почило особое благословение преподобного Симеона.

Безграничная народная любовь, которую снискал своим аскетическим подвигом и Боговдохновенностью Симеон Столпник ещё при земной жизни, по его преставлению, вылилась в глубокое почитание, послужившее началом появлению образов святого.

Святой Симеон Столпник. XVII век. Дерево, левкас, темпера, стекло, металл, басма. 268х43х4,5 см

В коллекции «Древнерусская живопись» Сольвычегодского историко-художественного музея – заповедника, среди всего многообразия первоклассных произведений, встречается икона Столпника Симеона, датируемая кон. XVI – нач. XVII вв. На иконе святой изображён по пояс, в куколе, со свёрнутым свитком в левой руке, правая рука положена на грудь. Он запечатлён стоящим на столпе в виде башни зелёного цвета, окружённой розовыми облаками, со входом и ступенями, у подножия, которой – колодец.

Икона происходит из Благовещенского собора, предположительно является вкладом Никиты Григорьевича Строганова, в 1992-1994 гг. пребывала на реставрации в ВХНРЦ им. акад. И.Э. Грабаря (г. Москва. Реставратор Е.И. Бучило), в дальнейшем неоднократно занимала достойное место в экспозиции, расположенной в южном приделе Благовещенского собора, в настоящее время находится в запасниках музея. Номер Госкаталога – 18878808.

Текст подготовила лектор-экскурсовод Сольвычегодского историко-художественного музея – заповедника Светлана Субботина.

#Культура29

Вверх