Главная/ Новости/ 21 сентября - один из главных двунадесятых праздников – Рождество Пресвятой Богородицы.

21 сентября – один из главных двунадесятых праздников – Рождество Пресвятой Богородицы.

В Древней Руси календарный год начинался осенью, с 1 сентября, и это первый праздник годового круга – День рождения земной Матери Иисуса Христа, важнейшее событие в той цепочке, которая вывела человечество на путь спасения. Верующие считают, что именно с этого дня начинается новая история христианского мира: Рождение Иисуса Христа, его Крещение, Распятие, Воскресение и Вознесение. Впервые Рождество Пресвятой Богородицы девы Марии стали отмечать еще в V веке. Для христиан этот праздник особенно важен, поскольку его считают «началом спасения всего мира». Рождение девы Марии – исполнение пророчества о том, что мир готовится к приходу своего Спасителя Иисуса Христа.

Но ни в одном из четырех канонических Евангелий нет ни слова о рождении Девы Марии. Источником, из которого почерпнуты эти сведения, «словом», которое воплощали в красках художники-иконописцы, была известная со II века апокрифическая, т.е. дополняющая Евангелие повесть, которая первоначально так и называлась: «Повесть о рождении Девы Марии», но более известная под названием «Протоевангелие» или «Первоевангелие». По преданию, автором повести считается первый христианский епископ Иерусалима – Иаков, сын Иосифа (обручника Марии).

Протоевангелие начинается с рассказа о благочестивых супругах Иоакиме и Анне, долго остававшихся бездетными. Бездетность в древности была не только несчастьем, но и большим позором, так как считалась знаком неблагословения Бога. Далее повествуется о скорби благочестивой иудейской четы и о том, что священник в храме отвергает принесенную традиционную жертву Иоакима и Анны, как не имеющих потомства.

В отчаянии, Иоаким покидает свой дом и уходит за город «к стадам своим», где предается молитве, решив остаться здесь, пока «Господь не снизойдет к нему». Предается отчаянию и оставшаяся дома Анна. Но обоим расставшимся супругам является ангел, который предсказывает, что у них будет ребенок, что Анна зачнет и родит дитя, о котором весь мир будет радоваться. Получив благую весть, Анна обещает посвятить будущее дитя Богу. Возвращающегося домой Иоакима у ворот города встречает обрадованная Анна, и с этого дня «он обрел покой в доме своем». И в положенный срок Иоакиму и Анне было воздано по их вере – через девять месяцев Анна родила дочь.

О самом рождении девы Марии в Протоевангелии повествуется чрезвычайно кратко, как о естественном рождении человеческого дитяти, называя лишь место – дом Иоакима, где оно свершилось и имя, полученное новорожденной. Но события, которыми в Протоевангелии окружено её рождение, твердо указывают на особую судьбу новорожденной, а значит, и на особый смысл самого Рождества.

В образе Рождества Богородицы иконописцами ясно и зримо передана житейская сторона рождения. Опираясь на древний канон (правила) они изображали реальное событие не только полным непостижимого величия, но и полным торжествующей радости. Следуя канону, изображался дом Иоакима и вход в него. Окруженные свечением золота, преображаются эти строения в две необычайно стройные башни золотисто-желтого и нежно-зеленого цвета, между которыми перекинут «велум» – ослепительно алая ткань. Предельно ясно, исполненным гармонии и красоты предстает здесь дом Иоакима – место где свершилось Рождество. Необычайно высоко подымается перед левой башней покрытое ослепительно белым покрывалом ложе, на котором согласно канону возлежит погруженная в глубокую думу Анна. По византийскому обычаю, только что родившей женщине юные девы приносят дары: вот они выходят к ложу, ступая друг за другом. У нижнего края ложа – традиционное купание Марии, событие, с которым она входит в жизнь. Омовение совершает юная дева в белых одеждах, ведь по протоевангельскому рассказу, Анна пригасила «чистых дев» ухаживать за своей дочерью. Дева держит на коленях чудесную, увенчанную нимбом новорожденную, являя её миру.

Древний канон дополнен еще одним сюжетом: из верхнего окна башни глядит на все, постигая свершившееся, радуется ему и соучаствует в событии отец новорожденной, праведный Иоаким.

Девочку нарекли Марией, именем которое указал ангел Божий, что в переводе с еврейского означает: «высокая», «превосходящая», «госпожа», «надежда». Это не случайно, ведь Деве Марии предстояло стать Царицей Неба и Земли. А празднество в честь Ее рождения «почитается днем спасения всего мира».

День рождения Пресвятой Богородицы глубоко почитается в Русской Церкви. Именно в этот день русское воинство под водительством св. Дмитрия Донского одержало победу на Куликовом поле.

Длится праздник 5 дней: с 20 по 25 сентября в храмах и домашних молебнах возглашается тропарь: “Рождество Твое, Богородице Дева, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, даровав нам живот вечный”.

В коллекции Сольвычегодского музея-заповедника имеется икона «Благовещение с житием Богородицы в 18-ти клеймах». Дата создания:1580-1590-е гг. Материал: дерево, паволока, левкас меловой, яичная темпера, сусальное золото.

Икона происходит из летнего храма Благовещенского собора, в 1975-1987 гг. находилась на реставрации в ВХНРЦ им. акад. И.Э. Грабаря (г. Москва. Реставратор Е.А. Гра), в дальнейшем неоднократно занимала достойное место в экспозиции, расположенной в южном приделе Благовещенского собора, в настоящее время находится в запасниках музея. Номер Госкаталога – 13038688.

В клеймах с 1 по 6 отражены события, посвященные празднику «Рождество Пресвятой Богородицы»:

1. Принесение даров.

2. Отвержение даров.

3. Благовестие Иоакиму.

4. Благовестие Анне.

5. Встреча Иоакима и Анны.

6. Рождество Богородицы.

Вверх