21 сентября Православная церковь отмечает двунадесятый праздник – Рождество Пресвятой Богородицы. В народном календаре этот праздник называется осенинами, второй встречей осени. Это особенное время – осеннее равноденствие. В старину, рано утром выходили крестьянки к берегам рек, озер и прудов встречать Матушку Осенину с хлебом нового урожая и песнями.
В «Мастерской народных ремесел» Сольвычегодского историко-художественного музея-заповедника традиционно в это время прошло мероприятие, посвященное хлебу. Сотрудники музея рассказали и показали школьникам последовательность выращивания и обработки зерновых культур. А затем дети сами пробовали жать серпом, связывать снопы, ставить суслон, обмолачивать цепом, провеивать зерно на ветру, шастать зерно в ступе, молоть на жерновах, просеивать муку, замешивать тесто и «выпекать» хлеб из муки.
Окончание жатвы в старину обычно сопровождалось праздничными обрядами. Этот праздник в Сольвычегодском уезде назывался дожинки. Закончив уборку хлеба, в поле оставляли пучок несжатых колосьев (бородку) или «забывали» вывести обжинок – последний сноп, чтобы на будущий год земля давала богатый урожай. В некоторых местах обжинок приносили домой и скармливали скотине в день Покрова Божией Матери: считалось, что это убережёт животных от болезни.
Следуя традиции наших предков, участники праздника тоже заплели из последних стебельков овса косу и поблагодарили Землю и Бога за хороший урожай.
В конце мероприятия ребята с удовольствием ели хлеб, хвалили его. Уж очень вкусным оказался хлеб, изготовленный своими руками.
При подготовке этого события музейные сотрудники опирались на воспоминания жителей Сольвычегодска и бывшего Сольвычегодского уезда о том, как в нашей местности проводились обряды окончания жатвы. Эти записи были сделаны в ходе фольклорных экспедиций Сольвычегодского музея в кон. 20 – нач. 21 вв.
Предлагаем познакомиться с некоторыми из этих воспоминаний.
Трубина А.Н. (1905 г.р., г. Сольвычегодск) – об обряде «Дожинки»:
«… Заплетали. Молилися стояли на полянке: «Спасибо Матушка Земля, воздуху, Господу Богу, что Господь Бог помочил, нам всего народил». Три поклона клали. Приносили снопик, ставили в передний угол, чтобы коровы не мычали. Там недели две постоит, потом им же, коровам и скормят».
Постникова Марфа Егоровна (1908 г.р., Забелинский с/с, д. Большачиха) – об обряде «Последний сноп»:
«Днём бежу, сноп несу да в передний угол уж поставлю. В передний угол поставлю, там неделю постоит – это на повить унесу. Как первый раз стану скоту давать, дак мать по горстке каждому в стаю бросит. Не говорит ничего. Надо сноп сжать, чтобы не говорить ничего, дак коровы не рычат. Всё молчат».
#Культура29