Главная/ Новости/ К истории иконы «Сретение Господне» из фондов Сольвычегодского музея-заповедника.

К истории иконы «Сретение Господне» из фондов Сольвычегодского музея-заповедника.

Музейные предметы Сольвычегодского историко-художественного музея-заповедника реставрируются в разных организациях страны, в том числе и в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Санкт-Петербургская Академия художеств им. Ильи Репина». На кафедре реставрации станковой живописи Академии за период двадцатипятилетнего сотрудничества отреставрировано более 10 икон и картин из коллекции Сольвычегодского музея-заповедника.

В начале октября вернулось несколько музейных предметов, находившихся на реставрации в Академии художеств. Среди них икона с изображением двунадесятого церковного праздника «Сретение Господне».

Хотя на самой иконе нет исходных данных об авторстве и дате её написания, но в музее хранится документ – контракт, из которого можно получить некоторую информацию об истории иконы. Из документа следует, что протоирей Благовещенского собора Афанасий Кириллов подрядил крестьянина деревни Медницыно Быкокурского волостного правления Великоустюжской округи Ивана Прокопьева Крыловского для поновления четырех икон местного ряда в новый иконостас. Контракт был заключен от 29 декабря 1823 года. По условиям договора Крыловской должен был покрасить иконостас и поновить иконы до сентября 1824 года. Данная икона была специально подобрана для иконостаса вновь построенного южного придела Благовещенского собора, освященного в 1824 году в честь праздника Сретения Господня.

С 1923 года, с момента передачи Благовещенского собора и его имущества музею, в том числе и иконы «Сретение Господне», её можно было всегда видеть в экспозициях южного придела. Экспозиции в музее за столетний период менялись, а иконостас с иконами всегда был на своем месте. Икона до вывоза на реставрацию в 2021 году находилась в местном ряду иконостаса южного придела собора, первая справа от Царских врат.

Однако увидеть авторскую живопись на иконе нам мешал потемневший лак (олифа), который скрывал в верхней части надпись с названием и цветовую гамму. Лак являлся защитным покрытием красочного слоя, но имел свойство темнеть спустя 80-90 лет, впитывая в себя копоть.

В процессе реставрации с иконы была удалена не только потемневшая олифа, но и поздние записи масляной краски на отдельных элементах (изображении неба, занавеса), выполненные иконописцем Крыловским.

Кроме того выяснилось, что икона в XIX веке подбиралась под размер нового иконостаса, о чем можно судить по её опиленным краям. Сверху и по бокам поля иконы спилены полностью, а по нижнему краю оставлена небольшая полоска светло-зелёного цвета от поля.

Вероятно, икона могла происходить из Благовещенского собора или одного из двух деревянных храмов бывшего Сретенкого женского монастыря, которые были приписными к собору. Известно, что часть церковного имущества при пожаре 1819 года из этих храмов была спасена и передана в Благовещенский собор.

Можно предположить, что икона была написана во второй половине XVIII века, поскольку в XIX веке она уже поновлялась. Благодаря реставрации мы можем видеть авторскую живопись на иконе с очень яркой гаммой красок и золочёными нимбами над фигурами святых.

Икону реставрировала Боровикова Кристина Сергеевна, данная икона была её дипломной работой.

Вид до реставрации

Вид после реставрации

Вверх