Главная/ Новости/ Выставочный зал Сольвычегодского историко-художественного музея представляет: Илья Трофимович Богдеско в рамках выставки "Женский образ в произведениях художников".

Выставочный зал Сольвычегодского историко-художественного музея представляет: Илья Трофимович Богдеско в рамках выставки “Женский образ в произведениях художников”.

Выставочный зал Сольвычегодского историко-художественного музея представляет: Илья Трофимович Богдеско в рамках выставки “Женский образ в произведениях художников”. В экспозиции размещены четыре работы автора. Когда видишь эти произведения, невольно всплывают в памяти бессмертные стихи великого русского поэта А.С. Пушкина. И действительно, как оказалось, есть связь между гравюрами Богдеско и Александром Сергеевичем. Дело в том, что эти работы создавались художником, как иллюстрации к прозаическим произведениям молдавского писателя Константина Негруцци, современника Пушкина.
Константин Негруцци (1808-1868) – драматург, переводчик, писатель, политик, журналист, поэт, лингвист. Родился в местечке Трифешти близ Ясс (Молдавское княжество) в семье богатого чиновника. Во время революционного движения 1821 года бежал с семьёй в Черновцы. Часто бывая в Кишинёве, встречался с Пушкиным, бывшим в ссылке. Литературная деятельность Негруцци началась с переводов Пушкина и Данте.
А.С. Пушкин попал в немилость Александра I : «Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил Россию возмутительными стихами; вся молодежь их наизусть читает». И только благодаря заступничеству влиятельных друзей поэта ссылка была заменена служебной командировкой. Так Пушкин попал В Бессарабию в 1820 году..
Летом 1821 года Пушкин отправляется в село Долна, одно из имений знатного боярина. Там, в цыганской деревне, он влюбился в юную Земфиру, дочь старосты табора, красавицу, но она сбежала от поэта со своим возлюбленным цыганом. В её поисках Пушкин проехал множество сел и деревень. Одна из гравюр Богдеско, представленная на выставке, так и называется – “Земфира”. Свои переживания, быт цыган, услышанные легенды – все это вошло в поэму “Цыганы”. Иллюстрации к этой поэме в одном из изданий выполнены Ильёй Богдеско.
Одна из гравюр называется “Калипсо”.
Пo отзывам современников, Пушкин в кишиневскую пору не был, что называется, влюблен в Калипсо Полихрони; зато о его романе с ней знали, по-видимому, все, поскольку отсутствие “строгости” поведения юной куртизанки никого не обязывало к сохранению тайны. Общение Пушкина с юной гречанкой продолжалось до 1824 года. Константин Негруцци запомнил, что Пушкин часто прогуливался с гречанкой по городскому бульвару. Перу Негруцци принадлежит новелла “Калипсо”, где он поведал явно вымышленную историю о том, как Калипсо Полихрони, переодевшись в мужской костюм, тайно постриглась в монахи, где об ее истинном поле и имени узнали только после ее смерти. На самом деле Калипсо умерла от чахотки в Одессе в 1827 году. Константин Негруцци оказался свидетелем романтических приключений молодого Пушкина, некоторые истории он описывал в своих повестях и рассказах.
Литературные произведения, вышедшие из-под пера Константина Негруцци неоднократно издавались. В библиотеке музея имеется собрание сочинений писателя, выпущенные издательством “Картя Молдовеняскэ” в 1973 году. Иллюстрации выполнены Ильёй Трофимовичем Богдеско. В поисках натуры он колесил на велосипеде по дорогам Молдавии. Цыгане встречались везде, художник иногда даже кочевал вместе с табором. Сегодня на выставке мы можем видеть его гравюры.

Вверх