Сегодня по церковному календарю Великий Четверг, или как называют в народе этот день — «чистый четверг».
В церковном году существует единственный день, когда совершается воспоминание события Тайной вечери или «Причащение Апостолов», которое произошло в Сионской горнице.
В Сольвычегодском историко-художественном музее хранится надвратная сень, которая происходит из Николаевского или Алексиевского придела Благовещенского собора Сольвычегодска. На плане, представленном ниже, они показаны под буквами «E и F». Многочисленные приделы, окружавшие четверик собора, были разобраны в начале 19 века, на их месте поставлены два больших придела.
Как выглядел собор до разборки многочисленных приделов можно судить по литографии 1845 года из книги И.И. Пушкарева. Конечно, достоверность литографии можно поставить под сомнение, так как на изображении храм копирован с плана 1793 года выполненого Афанасием Чудиновым, копия которого находится в коллекции сольвычегодского музея, а хоромы Строгановых с гравюры И. Ческого 1842 года, но по этим изображениям можно получить представление об облике Благовещенского собора до 19 века.
Как мы уже сказали, надвратная сень происходит из одного из пределов Благовещенского собора. На сени изображены «Троица Ветхозаветная», «Причащение Апостолов» и соименные святые Никиты Строганова и его жены Евпраксии. Соответственно можно сделать вывод, что эта сень положение Никиты Строганова в один из приделов собора.
Сюжет на сени можно отнести к богословско-дидактическому. В принципе, большинство строгановских икон основываются на богослужебных текстах. У Строгановых было стремление «…истолковывать на языке изобразительного искусства христианские догматы и события Священной истории» пишет в своей статье Н.В. Пивоварова «Иконы Благовещенского собора Сольвычегодска по архивным документам и соборным описям 16-19 веков».
Чаще всего над вратами помещают сюжет с изображением Тайной Вечери, где Иисус сидит с апостолами за одним столом. Первое изображение трапезы, которое можно точно идентифицировать как Тайную вечерю, содержится в Евангелии из Россано VI века.
В нашем случае представлен совсем другой сюжет «Причащение Апостолов». Эта композиция появляется достаточно рано — в VI веке — сначала в книжной миниатюре и на памятниках декоративно-прикладного искусства — сюжеты на литургических сосудах, а затем в XI веке «перемещается» в самую важную зону храмовой декорации — на стены апсиды, а потом и в иконостас, как сень над царскими вратами.
Христос может быть изображен дважды: с одной стороны престола Он причащает апостолов Телом, с другой — Кровью. Апостолы, разбитые на две группы по шесть фигур, стоят по сторонам престола, или торжественно шествуют к нему.
Многие исследователи-богословы считают, что иконография «Причащение апостолов» это не конкретное событие, это более философское трактование Тайной Вечери. «Это таинство, происходящее вне времени и вне пространства. Эта иконография имеет глубокий тайноводственный смысл. Христос Сам совершает Евхаристию в небесной скинии, так как Он есть и «Приносящий и Приносимый, Приемлющий и Раздаваемый» — пишет Надежда Нефедова в статье «Изображение Евхаристии в церковном искусстве» для интернет-журнала «Татьянин день»
В государственной Третьяковской галерее хранится «пядничная» икона из Благовещенского собора Сольвычегодска, руки мастера-иконописца Михаила, того же сюжета, но с другой композицией.
Позднее в 14 — 15 веках меняется иконография сюжета. Спаситель мог изображается в архиерейских одеждах, а ангелы, держащие в руках свечи, кадила, или рипиды, — в диаконских. Стоит заметить, что сюжет сольвычегодской надвратной сени более архаичен, хотя датируется концом 16 века. Это еще раз подтверждает, что представители семьи Строгановых были людьми неординарными, имели глубокие познания Катехи́зиса.