«Вычегда издавна являлась основным водным путем в нашем крае. Старое название реки — Эжва. На языке народа коми — желтая река. Вычегда большая равнинная река, для нее собирают воду 1137 притоков. Длина реки 1130 километров. Начинается Вычегда в болоте Нзюр-Нор среди южных отрогов Тиманского кряжа из слияния двух ручьев Лун-Бож и Вой-Вож. Вычегду принято делить на Верхнюю, Среднюю и Нижнюю. Нет на Вычегде ни высоких обрывистых скал, ни шумящих пенистых порогов, но ее широкая двусторонняя пойма и спокойный неторопливый поток, петляющий по лесистой долине, удивительно привольны и открыты…» — так описывает реку Владимир Александрович Лукошников в своей статье о реке Вычегде.
Половодье, разлив, водополье, водополь — это одно из зрелищных природных явлений. В Сольвычегодске разлив является интересным и красивым, несмотря на свою разрушительность, событием, так как Вычегда река тихая, но широкая, в разлив она имеет вид степенный и величественный. Все местные жители ждут мая и «большой воды», каждый день ходят на реку, следят за подъемом уровня воды на Вычегде. Турист, попавший на разлив воды, имеет уникальную возможность увидеть воочию на сколько меняется облик городка Сольвычегодска. Масштабность разлива поистине завораживает — река разливается вширь до 600 метров, а в некоторых местах до одного километра.
Каждую весну, в центре города Сольвычегодска Вычегда соединяется с речками Усолкой, Овёнкой, Марковским ручьем концентрируясь на соленом озере, заливая часть некоторых улиц и «Разгуляеский мост». Стоящие в воде березы с видом на Введенский собор являют собой живописную картину.
Конечно бывают года, когда вода проявляет всю свою силу и мощь, именно таким стало половодье 1914 года, можно сказать губительным для Сольвычегодского уезда.
Историк-краевед Дмитрий Горынцев пишет: «В XX веке отмечалась серия аномальных ледоходов на Северной Двине. Первый из таких ледоходов прошел по Двине весной 1914 года. Благоприятное по погоде лето 1913-года сменилось в начале сентября периодом затяжных проливных дождей. Воды, по свидетельству очевидцев, вылилось с неба столько, что начавшееся наводнение по своим масштабам даже превзошло весеннее половодье. Под водой оказались пойменные луга Двины и Вычегды…»
Период дождей сменился резким похолоданием. Жители пророчили голодную зиму. Местное сообщество впадало в панику, многие стали ждать конец света. Из-за дефицита сена, цена на корм возросла до 80 копеек за пуд, по тем времена это была заоблачная сумма. Для прокорма голодной скотины жители Сольвычегодского уезда стали резать старую солому с крыш и дворов. Весну в этот год ждали как никогда.
Но весна внесла свои коррективы. Горынцев так описывает водополье 1914 года: «Тепло стало в середине апреля, реки освободились ото льда 17 апреля. Начался Ледоход на Сухоне, однако вскрытие рек шло ненормально. Пугали людей еще два серьёзных обстоятельства. Первое: ледоход всегда начинался накануне Пасхи. Пасха в 1914 году выпала на 20 апреля, а в Котласе «лед еще оставался крепок,хоть и потемнел». Второе: пришли слухи о подвижке льда на Вычегде у Усть-Сысольска. Это уже грозило самыми серьезными последствиями. 22 апреля затор сорвало и потащило дальше по Северной Двине.Новый затор образовался на повороте реки у Вотлажемского луга. Там отмечалось скопление гор льда. Поскольку прорвать эту плотину в течение трех суток воде не удалось – она пошла прямо по лугу, сметая и разрушая на своем пути хозяйственные постройки и крестьянские дома.
Утром 26 апреля над Котласом пронесся страшный треск – это вода вскрыла реку. Ближе к полудню начался ледоход, но он почти сразу же остановился вследствие создавшегося затора на изгибе реки выше устья Вычегды, которая еще стояла. Любые попытки воды пробить себе путь были тщетными. Лед преграждал ей дорогу, на глазах выстраивая из ледовых глыб высокие горы. Вода пошла на прибыль. За оставшуюся часть дня река затопила всю пойменную территорию левого берега напротив Котласа и подмыла участок железной дороги, ведущей к пристани. 27 числа Двина принесла сорванные верхние заторы с боковых рек Сухоны, а в месте с ними крестьянские дома, хозпостройки и баржи».
Примерный убыток от Вологодской и Архангельской губерниях около 30 человек (данные церковных метрических книг за 1914 год) погибших, разрушено 50 жилых домов и хозпостроек, унесено и разбито 10 барж, три парохода пришли в негодность.
Особенно сильно в 1914 год от паводка пострадали жители прикамья — это Пермский, Осинский, Соликамский, Оханский и Красноуфимский уезды. Таким же масштабным оказалось наводнение в Вологодской области в 2016 году.