Согласно сказанию, Грузинская икона Богоматери была вывезена персами из Грузии в 1622 г., во время завоевания страны шахом Аббасом I. В 1625 г. икону выкупил Стефан Лазарев – приказчик ярославского купца Григория Лыткина, находившимся в Персии по торговым делам. По возвращении Лазарева в Ярославль в 1629 г. купец Лыткин, увидев икону, вспомнил о бывшем ему таинственном внушении отправить святыню в Красногорский монастырь на Пинеге, что под Архангельском, которому покровительствовали многие русские купцы. Доставив икону в монастырь, купец Лыткин построил по своему плану церковь, пожертвовал ей утварь и собрание книг, бо́льшую часть которых сам переписал. После появления иконы в Красногорском монастыре ей стали приписывать многочисленные чудотворения.
1654 год стал особой вехой в истории и прославлении иконы, привезенной в Москву для поновления и наложения новой ризы. Икону поместили в церковь Святой Троицы в Никитниках. В это время в Москве была эпидемия чумы. Многие люди, ищущие помощи от иконы, получали исцеления. Среди них – серебряных дел мастер Гавриил Евдокимов, по чьей просьбе перед иконой был отслужен на дому молебен, в результате чего выздоровел его сын. Гавриил Евдокимов заказал для Троицкой церкви список с Грузинской иконы, который и был помещен в центральном иконостасе слева от царских врат.
Из-за сообщений о чудесах в 1658 году по указу царя Алексея Михайловича и патриарха Никона иконе было установлено празднование 22 августа в день её появления в монастыре. В 1698 году указом было предписано ежегодно приносить Грузинскую икону в Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости». Кроме Архангельска, образ носили в Вологду, Великий Устюг, Переславль-Залесский, Москву и в Сибирь.
В 1698 г. по благословению архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия (Любимова) смотрителем Московской типографии Ф. Поликарповым были составлены канон и тропарь Грузинской иконе. Существует также служба, известная по списку сказания об иконе и молитва, которая читалась перед иконой в Алексеевском монастыре в Москве, где ее чествовали в память чудесного обретения.
В Сольвычегодске, в Введенском соборе имеется придел, освященный во имя Грузинской иконы Богоматери. Известно, что в 1594 году Никита Григорьев сын Строганов построил в монастыре деревянные церкви: одну над оградными вратами во имя Всех Святых, другую под деревянной колокольней во имя Богоявления Господня. Обе эти церкви были соединены деревянными переходами. А при монастырской больнице построили деревянную «церковь больничную во имя Пресвятыя Богородицы Грузинския об одном престоле, при которой престарелые монахи жительство имеют».
В фондах Сольвычегодского историко-художественного музея-заповедника хранится икона «Богоматерь Грузинская», отреставрированная в ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря г. Москвы в 2016 году. Реставратор Наумова М.В. Иконографический тип Грузинского образа Божией Матери – «Одигитрия», что означает Путеводительница.
Богородица предстает перед нами по пояс, голова её наклонена и слегка повернула к сыну. Одной рукой она поддерживает Его, а второй рукой указывает на Него. Считается, что она указывает на Бога, напоминая нам, что нужно быть ближе к Нему. А достичь этого можно лишь праведной жизнью и очищением от земных грехов.
Икона и в наши дни способна даровать человеку исцеление. Обращение к почитаемым спискам Пресвятой Богоматери Грузинской помогает излечиваться всем, кто верит в Бога. Ей молятся много людей, которые больны онкологическими заболеваниями. Существует поверье, что она может помочь при различных эпидемиях, при заболеваниях желудка, в том числе язве, при глухоте и слепоте, зубных болях, бесплодии, терзающих душевных болезнях и одержимости.
#Культура29