27 сентября (14 сентября по ст. ст.) Православная Церковь чтит один из двунадесятых праздников – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Праздник установлен в честь обретения в первой половине IV века императрицей Еленой, матерью императора Константина Великого, Креста, на котором был распят Иисус Христос. Об этом, глубоко важном для всех христиан событии, повествует предание, к которому неоднократно обращались и придали ему законченную литературную форму многочисленные церковные авторы.
В предании сообщается о том, что император Константин Великий (при его правлении христианство стало господствующей религией в Византийской империи) имел, однажды, чудесное видение. Ночью, перед предстоящей битвой, он увидел на небе сияющий крест, составленный из звёзд. Впоследствии, когда сражение завершилось победой, бывшее видение Константин расценил как предзнаменование состоявшегося успеха – таинственное указание свыше. После долгих размышлений о знамении, император, глубоко почитавший новую религию – христианство, попросил свою мать – императрицу Елену отправиться в Иерусалим на поиски Креста, на котором был распят Иисус Христос. Выполнить данную просьбу было не просто. Трудности в поиске состояли в том, что через сто лет после распятия Иисуса Христа, Иерусалим был полностью разрушен римлянами, подавившими восстание иудеев и выгнавшими всё население города и страны. По приказу императора Адриана, пытавшегося полностью стереть память о жизни и крестной смерти Иисуса Христа в Иерусалиме, был засыпан Гроб Господень, срыт Голгофский холм, а вместо них выстроены храмы почитаемым языческим римским богам Юноне и Юпитеру. Но, как гласит всё то же предание, императрице Елене удалось найти в близлежащих странах потомков изгнанных жителей Иерусалима, хранивших память о расположении родного города, и с их помощью определить место казни и погребения Иисуса Христа.
Начавшиеся вскоре раскопки дали желаемый результат. Первой под адриановыми постройками открылась пещера Гроба Господня. После чего были найдены три креста – кресты разбойников, распятых вместе с Иисусом Христом, и Его крест, а также дощечка с надписью «Царь Иудейский», находившаяся, по свидетельству евангелистов, на вершине Креста Иисуса Христа. Дальнейшая задача заключалась в том, чтобы понять, какой именно крест является Крестом Спасителя. И она разрешилась чудным образом. Когда кресты несли по городу, один из них воскресил умершего. Так был опознан Животворящий Крест Господа Нашего Иисуса Христа. Частицу Креста Господня, обложенную серебром, императрица Елена отправила в Константинополь, а сам Крест поставила в главную церковь Иерусалима. Вскоре со всех сторон в город стали стекаться верующие, желающие видеть обретённую святыню. И, 14 сентября 331 года, иерусалимский епископ Макарий перед собравшимися в главной иерусалимской церкви людьми многократно «воздвигал» (подымал вверх так, чтобы его видели все) Крест Господень.
Особо значимое для всего христианского мира событие Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня нашло широкое отражение в древнерусском искусстве. Изображение данного праздника встречается и в произведениях Сольвычегодского историко-художественного музея-заповедника. В коллекции «Прикладное искусство» он запечатлён на пелене, выполненной в середине семнадцатого века в мастерской Анны Ивановны Строгановой. Номер в Госкаталоге: 7684894
Пелена. Воздвижение креста, с избранными святыми.
Пелена представляет собой одну из целой серии работ, посвящённых двунадесятым праздникам, вышедших из её светлиц. Она является вкладом Дмитрия Андреевича Строганова, об этом повествует вкладная надпись, вышитая по нижнему краю: «СИЯ ПЕЛЕНА СТРОЕНИЕ ДИМИТРИЯ АНДРЕЕВИЧА СТРОГАНОВА». В верхней части средника – надпись: «ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧСТНАГО И ЖИВОТВОРЯЩАГ КРСТ ГСДНА». В центре средника, на высоком амвоне, изображён епископ Макарий, торжественно возносящий над головой Крест Господень. Справа и слева от него запечатлены сослужащие ему диаконы. Рядом, с двух сторон, среди людей, пришедших увидеть Крест Господень, стоят император Константин и императрица Елена. Как известно, их не было в иерусалимской церкви во время Воздвижения. Однако нераздельно слитые с этим событием в людской памяти, соединяются с Воздвижением, запечатлённые на пелене равноапостольные императоры, сделавшие возможным само обретение Креста, широко утвердившие его в мире. В нижней части средника изображены две композиции «Обретение Креста». На каймах вышит тропарь и небесные покровители Дмитрия Андреевича и Анны Ивановны Строгановых – Царевич Димитрий и пророчица Анна. Пелена «Воздвижение» была отреставрирована в 1984 г. в ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря г. Москвы, в 1989 г. экспонировалась на выставке в Ватикане, в 1990-1991 гг – в Москве и в 1991 году – в Париже. В коллекции «Древнерусская живопись» празднику Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня посвящен целый ряд произведений. В настоящее время все они находятся в запасниках музея.
Икона-таблетка двухсторонняя. 1. Происхождение честных древ Креста. 2. Воздвижение честного Креста. Номер в Госкаталоге: 15238423
Текст подготовила лектор-экскурсовод Сольвычегодского историко-художественного музея-заповедника Светлана Субботина.