Эти изображения были созданы основателем и первым директором музея Ильей Ивановичем Томским в начале XX века.
Некоторые снимки были сделаны во время научной экспедиции Томского на Малую Пинегу и Выю в 1920-х годах. Другие же были сделаны в момент музеефикации памятников из сольвычегодских церквей.
После революции многие храмы были разрушены, а их художественное наследие либо уничтожено, либо распределено по музеям. Религиозная скульптура не стала исключением. Памятники, вырванные из контекста истории и естественной среды, были частью распределены по музеям и художественным галереям, а некоторые из них были утрачены. Именно поэтому фотографии, запечатлевшие скульптуры в их первозданном виде, имеют важное значение для изучения культуры и быта Русского Севера.
Отличительной чертой скульптуры Николая Можайского является меч и храм в руках святителя. Эти особенности связывают с народным преданием, которое гласит, что во время нападения врагов на город Можайск, после молитвы к святителю Николаю, над городом появился образ святого с мечом в руках. Увидев этот образ, защитники воодушевились и дали отпор, а татаро-монгольское войско обратилось в бегство. Первое упоминание о легенде относится к 1495 году. Прототипом иконографического извода послужил образ Николая Зарайского — изображение святого в епископской одежде с благословляющим жестом правой руки и евангелием в левой.
Особенно интересна фотография, на которой запечатлен образ святого Николая, вырезанный из камня. В одной руке он держит храм, а другой благословляет. Этот экспонат также хранится в музее.
Существует несколько версий появления изображения Николы ратного в виде скульптуры. В то время как в Европейских странах религиозная скульптура получила логическое развитие, на Руси и в восточных странах к такому изображению святых относились скорее негативно, связывая его с идолопоклонством. По византийским канонам иерархов церкви изображали с благословляющим жестом и евангелием, а на западе меч и храм символизировали церковную власть и силу. Предстоятели Церкви, помимо проповедей, сами брали в руки меч, благословляя Крестовые походы. Именно с влиянием западной культуры часть исследователей связывают появление неординарного образа. Другая версия — сотрудничество с сербскими мастерами, которые массово искали прибежище на Руси после захвата Балкан турками.
Экспедиционные снимки передают особенности бытования скульптуры в провинции. Скульптуру Николая Чудотворца часто можно было встретить одетыми в литургические одежды, что и отражают снимки Томского. Например, на фотографии интерьера часовни д. Устье Выйско-Ильинской волости скульптуру практически не видно за облачением. На другой архивной фотографии мы видим Николая Чудотворца не только в одеянии, но и с многочисленными вотивными подвесами. Такое обращение со скульптурой многие исследователи связывают с языческими верованиями, перешедшими в христианскую культуру Севера. В Перми, к примеру, считалось, что скульптуры по ночам ходят, и им одевали обувь.
Вторая часть снимков Томского, вероятно, была сделана во время изъятия и музеефикации скульптуры из храмов Сольвычегодска. Фотографии скульптуры у крыльца Введенского собора помогают определить происхождение памятников, а также передают вид скульптуры на момент постановки на учет в музей.