Главная/ Новости/ История хождения святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в монументальной живописи Благовещенского собора.

История хождения святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в монументальной живописи Благовещенского собора.

9 октября (26 сентября по старому стилю) – день памяти апостола от двенадцати, евангелиста Иоанна Богослова.

Иоанн Богослов родился в начале первого века в г. Вефсаида (Галилея). Вместе со старшим братом Иаковом он был призван Иисусом Христом в число Его учеников. Особо любимый Спасителем за свою жертвенную любовь и девственную чистоту, Иоанн стал одним из трёх учеников, которых Господь приблизил к Себе.

Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя.

После Распятия, у подножия Креста, он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращённые к Ней с высоты Креста слова распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя». С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Её Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.

После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, отправился для проповеди Святого Евангелия в Эфес и другие малоазийские города, но не один, а со своим учеником Прохором. Проповедниками было принято решение плыть на корабле. Дорога предстояла долгая и, как оказалось, нелёгкая. Дело в том, что во время следования поднялась страшная буря, и корабль потерпел крушение. Всем путешественникам удалось спастись, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Лишившись своего духовного отца, Прохор горько рыдал, но ему ничего не оставалось делать, как идти в Эфес без наставника.

Наступил четырнадцатый день пути. Прохор остановился на берегу моря, как вдруг увидел, выброшенного волной человека. Это был апостол Иоанн. Безграничная радость переполнила Прохора. Славя Господа, учитель и ученик продолжили путь. С первых дней прибытия в Эфес апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь, сопровождаемая великими чудесами, многим помогла обрести Веру Христову.

Деталь росписи дьяконника. Иоанн с учеником Прохором плывут в Азию. После кораблекрушения Прохор находит Иоанна на берегу. (1 регистр; 2-е клеймо)

В настенных росписях дьяконника летнего храма Благовещенского собора, где прежде находился придел, освящённый в честь Иоанна Богослова, представлен развитый цикл деяний апостола и его ученика Прохора.

Дьяконник – это помещение для хранения церковной утвари, литургических книг и облачений священнослужителей. Традиционно располагается в южной абсиде православного храма.

Общий вид дьяконника Благовещенского собора


До настоящего времени остаётся до конца не изученным вопрос, почему и при каких обстоятельствах в дьяконнике был освящён придел в честь Иоанна Богослова. Но это явно соответствовало особому статусу придела, так как он являлся единственным малым храмом Благовещенского собора, примыкавшим непосредственно к основному алтарю и получившим уникальный живописный декор.

Сольвычегодский цикл монументальной росписи дьяконника содержит двадцать семь сцен, повествующих о деяниях Иоанна Богослова и его ученика Прохора, совершившихся после Успения Богородицы. Так же в него вошёл сюжет о кончине апостола и его предсмертном чуде, ставшем известным из древнерусских текстов и довольно часто изображавшемся в русском искусстве позднего Средневековья. Это чудо явления Иоанн Богослова мальчику, пасшему гусей, которого апостол научил писать иконы, в связи с чем, впоследствии, Иоанна стали считать одним из покровителей иконописания. «Чудо о гусарé» содержится далеко не во всех циклах жития Иоанна. В Сольвычегодском Благовещенском соборе данный сюжет присутствует. Надо полагать, что его наличие определённо связано с желанием заказчика росписей Никиты Григорьевича Строганова, истинного ценителя искусства иконописи, владевшего мастерством иконописного дела.

Деталь росписи дьяконника. Иоанн и Прохор возвращаются в Эфес. Молитва Иоанна, прощание с Прохором и погребение Иоанна заживо. (4 регистр, 5-е клеймо)

Деталь росписи дьяконника. Иоанн является юноше-гусарю, пытавшемуся изобразить апостола, и учит его писать свой образ. Состязание гусаря и изографа Хинаря в Царских палатах (4 регистр, 6 клеймо)

Цикл росписей «Хождения Иоанна Богослова с учеником Прохором» выполнен в четыре регистра и представлен на восточной и южной стенах. Начинается «повествование» с прощания Иоанна Богослова с апостолами, перед выпадшим ему жребием проповедовать Слово Божие в Азии.

Иоанну Богослову выпадает жребий проповедовать в Азии. Иоанн прощается с апостолами. (1 регистр, 1-е клеймо)

Христос является Иоанну и Прохору, изгнанным из Эфеса, и повелевает возвратиться в город. Возвращение Иоанна и Прохора (2 регистр, 3-е клеймо)

Крещение Мирона и его домочадцев. Хрисоппия, дочь Мирона и жена игемона Лаврентия, призывает мужа обратиться ко Христу (3 регистр, 1-е клеймо)

Крещение игемона. Иоанн исцеляет бесноватого сына Хрисона. Крещение Хрисона с домочадцами. (3 регистр, 3-е клеймо)

Исцеление расслабленного прокажённого. По повелению Иоанна расслабленный прислуживает ему и Прохору за трапезой. (3 регистр, 5-е клеймо)

Горожане требуют у Мирона вызвать к ним великого учителя Иоанна. Народ поклоняется Иоанну и объявляет его богом; Иоанн проповедует истинную веру. Крещение 30 мужей. (3 регистр, 9-е клеймо)

Жители Патмоса просят Иоанна оставить им учение Христа (4 регистр, 9-е клеймо)

Иоанн, поставив епископов и просвитеров, вручает им Евангелие и повелевает читать его в церквах (4 регистр, 4 клеймо)

Придел Иоанна Богослова, с сохранившимся в нём первозданным убранством, с росписями, не подвергавшимися поздней записи, позволяет напрямую ощутить эпоху Средневековья, видеть его таким, каким его задумали храмоздатели – представители нескольких поколений знаменитой династии Строгановых.

Вверх