Главная/ Новости/ 16 октября (3 октября по ст. ст.) Православная Церковь чтит память первого Афинского епископа, апостола от семидесяти, выдающегося богослова, священномученика Дионисия Ареопагита.

16 октября (3 октября по ст. ст.) Православная Церковь чтит память первого Афинского епископа, апостола от семидесяти, выдающегося богослова, священномученика Дионисия Ареопагита.

В житии сообщается о том, что родился святой Дионисий в самом начале первого века в городе Афины. Там будущий заступник Веры Христовой получил классическое эллинское образование, и, как известно, в философских познаниях во многом превзошёл всех своих сверстников. Не останавливаясь на достигнутом, имея огромное желание совершенствоваться в этих науках дальше, отправился он вместе со своим другом в Египет. Именно тогда, в тридцать третьем году, Дионисий стал свидетелем затмения солнца, произошедшего в день распятия Господа Нашего Иисуса Христа. «Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается», – произнёс будущий святой, обращаясь к своему другу.

Когда Дионисий возвратился на родину, его, человека благородного, честного и разумного, ввели в состав Ареопага – высшего суда Афин, в компетенцию которого входило следить за исполнением древних законов и воспитанием молодого поколения в чистой религиозной жизни. Проповедующий в то время (с 49 по 52 гг.) в Афинах о Воскресении Христовом первоверховный апостол Павел был приглашён для подробного разъяснения нового учения в Ареопаг. Благодаря его миссионерской деятельности Дионисий обрёл для себя искреннюю веру во Христа. Известно, что далеко не всем было дано постичь слова истины, произносимые святым апостолом. Дионисий стал одним из немногих, чья душа затрепетала от услышанного. Приняв таинство Крещения, Дионисий три года пребывал с апостолом Павлом, разделяя с ним апостольские труды, помогая и учась у святого Премудрости Божией.

Впоследствии рукоположенный святым апостолом Павлом во епископа Афин, Дионисий прожил там долгое время, расширяя и укрепляя церковь Христову.

Согласно Церковному преданию, епископ Дионисий в пятьдесят седьмом году присутствовал при погребении Богоматери, которую очень любил и почитал. Ещё при земной жизни Богородицы святой Дионисий встречался с Ней. Об этой встрече святитель писал апостолу Павлу: «Я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух… От Её благодати изнемогло моё сердце… Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счёл Её истинным Богом. Нельзя себе представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».

В конце шестидесятых годов Дионисий Ареопагит посещал первоверховных апостолов Петра и Павла в Риме. После казни апостолов, святой Дионисий вместе с пресвитером Рустиком и диаконом Еливферием отправился с проповедью в западные страны. Проповедуя Слово Божие в Галлии (Франция), святые подвижники были схвачены язычниками. В попытках заставить Дионисия отречься от веры Христовой, его предавали страшным мучениям, но благодатью Господа святой оставался невредимым. Истерзанного, но не сломленного в вере святого заточили в темницу, где по наступлению ночи он совершил последнюю Литургию, и Ангелы сослужили ему. А на следующее утро исповедников обезглавили. И свершилось чудо. Тело священномученика Дионисия встало на ноги, взяло в руки свою голову и, пройдя немалое расстояние, отнесло её в церковь Божию, после чего упало на землю. Там и похоронили его. Святитель Дионисий претерпел мученическую смерть в девяносто шестом году.

Святой Дионисий оставил после себя ряд богословских трудов и писем. До наших дней дошли такие сочинения, как «О Небесной Иерархии», «О Церковной Иерархии», «Об Именах Божественных», «О мистическом Богословии».

Его творения получили широкое распространение с тридцатых годов шестого века. Особую известность они обрели благодаря схолиям Иоанна Скифопольского и преподобного Максима Исповедника. Сочинения священномученика Дионисия Ареопагита являлись авторитетом для многих византийских богословов. Великим стало влияние святого Дионисия Ареопагита и на развитие православного искусства благодаря раскрытой им сущности христианской символики.

Древнейшее описание жития святого и принятия им мученической кончины, как свидетельствует церковное предание, составлено в девятом веке равноапостольным Мефодием Константинопольским. Самый ранний из дошедших до наших дней иконописных подлинников, датируемый концом десятого века, передаёт описание внешности святителя Дионисия, в течение столетий сохраняемое в благоговейной памяти Церкви Христовой.

Икона священномученика Дионисия Ареопагита с частицами мощей святого находится в Свято-Введенском соборе г. Сольвычегодска. Написанный вдохновенными монахами Святого Афона образ священномученика Дионисия Ареопагита прибыл в храм в июле 2015 года. В одеждах епископа, восседающим на престоле изображён Дионисий Ареопагит на иконе. В левой руке святой держит закрытое Евангелие, правой рукой благословляет всех, кто обращается к нему со словами: «Священномученик Дионисий, моли Бога о нас!»

Дионисий Ареопагит

Свято-Введенский собор г. Сольвычегодска

Текст подготовила лектор-экскурсовод Сольвычегодского историко-художественного музея-заповедника Светлана Субботина.

Вверх