Благовещенский собор (1560-1584 гг.) – один из замечательных памятников каменной архитектуры Русского Севера, классическое наследие древнерусского зодчества.
Величественный пятиглавый храм, стоящий на красивом берегу реки Вычегды, виден издалека и является важнейшим элементом архитектурного облика Сольвычегодска.
Возведение Благовещенского собора началось в 1560 году Аникой Строгановым – основателем одной из известнейших династий российских купцов, промышленников и меценатов. Строительство продолжалось почти четверть века. Освятили храм лишь в 1584 г. Но многие работы, связанные с отделкой, завершились в 1600 г.
Собор стал домовой церковью семьи Строгановых. Возвышаясь над всеми остальными строениями, монументальный каменный храм был символом величия и значимости семейства Строгановых.
Для современного Сольвычегодска Благовещенский собор является визитной карточкой. В настоящее время в нем располагается экспозиционный комплекс Сольвычегодского историко-художественного музея.
Летний храм Благовещенского собора являет собой редкий образец древнерусского интерьера XVI—XVII вв., до наших дней сохранившего свое первоначальное убранство: фресковые росписи, выполненные под руководством московских мастеров Стефана Арефьева и Фёдора Савина в 1600 г.; высокий иконостас с Царскими вратами, украшенными прорезными накладками из золоченого олова; иконы, часть которых была написана известными царскими изографами; архиерейское место, осветительные приборы.
В южном приделе собора расположена постоянная экспозиция «Художественное наследие древнего Сольвычегодска». Экспозиция представляет богатейшее собрание произведений древнерусской живописи и декоративно-прикладного искусства, происходящее из сольвычегодских храмов.
В экспозиции представлена храмовая икона «Благовещение Пресвятой Богородицы», которой в 1558 году Анику Строганова благословил на построение домовой Благовещенской церкви архиепископ Ростовский Никандр.
В Сольвычегодском музее находится значительная часть коллекции «строгановского лицевого шитья» – 46 произведений (всего сохранилось более 190). Большинство памятников имеет вкладные надписи, в которых содержатся даты создания и имена вкладчиков, в основном, из семьи Строгановых. Уникальность музейного собрания в том, что в нем представлены произведения всех периодов деятельности строгановских золотошвейных мастерских, начиная с конца XVI в. и заканчивая рубежом XVII-XVIII вв. Знатокам древнерусского искусства хорошо известен высочайший художественный уровень сольвычегодских золотошвейных мастерских, которым руководили женщины разных поколений рода Строгановых.
К уникальным произведениям древнерусского шитья относятся строгановские саккосы с шитыми праздниками и святыми. В Сольвычегодском музее хранится расписной саккос (ок. 1665 г.), который являлся, по всей вероятности, образцом для шитых саккосов, но был приспособлен для богослужения.
Для оформления Благовещенского собора широко использовались произведения строгановских иконных мастерских. Расцвет строгановской школы иконописания приходится на период с 80-х годов XVI в. до половины XVII в. и связан более всего с именами двух братьев Строгановых: Никиты Григорьевича и Максима Яковлевича.
Высочайшего мастерства достигли строгановские мастера серебряного дела. По заказам Строгановых для Благовещенского собора были выполнены драгоценные оклады на иконы, служебная утварь, кресты, кадила, подсвечники и многое другое. В подклетах Благовещенского собора, в одностолпной палате, открыта постоянная экспозиция «Сольвычегодское художественное серебро и строгановские ювелирные мастерские» – настоящая «серебряная кладовая»! Предметы в экспозиции отражают все техники обработки металла, которые бытовали в сольвычегодских мастерских Строгановых: басма, скань, гравировка, чеканка, эмаль, чернь.
Произведения иконописи, лицевого шитья, художественного серебра XVI-XVII вв. из Благовещенского собора широко известны за пределами Сольвычегодска. Работы строгановских мастеров из собрания Сольвычегодского музея экспонировались в России в таких городах, как Москва, Екатеринбург, Сыктывкар, Санкт-Петербург, Архангельск, Кириллов и др.; на международных выставках в США, Франции, Нидерландах.
В экспозиционный комплекс Благовещенского собора входит колокольня, на которую можно подняться, осмотреть город с высоты птичьего полета и позвонить в древний колокол.
В подклетах Благовещенского собора размещается экспозиция “Сподвижник Петра Великого – именитый человек Григорий Строганов”. Там же находится интереснейший экспонат из домашнего обихода Строгановых – баронский возок, выполненный из прекрасно выделанной кожи, украшенный тисненными рельефными изображениями зверей, птиц, «трав» и изящными металлическими заклепками. По преданию, на этом возке Строгановы в нач. XVIII в. последний раз приезжали в Сольвычегодск.
Рядом с Благовещенским собором расположена усыпальница Строгановых. Она была построена в 1826 г. на средства графа Григория Александровича Строганова. В усыпальнице собраны 28 надгробий с захоронений Строгановых.
С северо-восточной стороны Благовещенского собора находится Жемчужное озеро. По народному преданию, Строгановы разводили в этом озере раковины-жемчужницы. Жемчужным промыслом руководил «немецкий доктор и аптекарь». Жемчуг шёл на украшение окладов икон, напрестольных крестов и головных уборов.