Главная/ Коллекции/ Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство

Исключительный интерес в коллекции декоративно-прикладного искусства представляет строгановское лицевое шитье, возникновение которого в Сольвычегодске в конце XVI в. связано с именем Никиты Григорьевича Строганова. Наибольшее количество памятников этого уникального искусства сосредоточено в Сольвычегодске, так как в первую очередь Строгановы делали вклады в фамильный Благовещенский собор.

Из произведений строгановского лицевого шитья в музее хранятся: три памятника, относящиеся к периоду возникновения строгановских мастерских (1592 – 1601 гг.) – сударь «Деисус», пелены «Успение Богоматери» и «Богоматерь Владимирская с избранными святыми»; работы мастерской Евдокии Нестеровны Строгановой, периода становления строгановского лицевого шитья (1620 – первая половина 1630-х гг.) – пелены «Богоматерь Владимирская с избранными святыми» и «Благовещение»; шитье конца 1630 – 1640-х гг. – пелена «Богоматерь Владимирская»; произведения мастерской Анны Ивановны Строгановой (Злобиной), с именем которой связывают расцвет строгановского лицевого шитья – пелены с изображением царевича Дмитрия, серия из 11 пелен с изображением двунадесятых праздников, пелены «Богоматерь Донская с праздниками и избранными святыми» (1661) и «Богоматерь Одигитрия», небольшие пелены с одиночными и групповыми изображениями святых; работы мастерской Матроны Ивановны Строгановой (1650 – 1660-е гг.): покров «Лонгин Коряжемский» (1658), пелены «Спас Нерукотворный», «Федор Сикеот и Георгий с избранными святыми», орарь с Распятием и святыми диаконами (1652).

В собрании прикладного искусства имеются облачения священнослужителей, напрестольные одежды, покровцы и воздухи, среди которых встречаются замечательные образцы древнерусского орнаментального шитья, привозных тканей восточного и западноевропейского происхождения XVII – XIX вв.

В великолепии внутреннего убранства Благовещенского собора большую роль играли произведения мастеров серебряного дела. Среди дворовых людей Строгановых еще в конце XVI в. имелись серебряники. Кроме этих кабальных людей Строгановы нанимали свободных ремесленников Сольвычегодска и других городов.

В собрании художественного серебра Сольвычегодского музея имеются работы ярославских, московских мастеров; в некоторых изделиях явно прослеживаются черты новгородского стиля. В оформлении литургических сосудов, окладов икон, напрестольных крестов, окладов Евангелий, водосвятных чаш использовались практически все известные к тому времени художественные достижения в обработке серебра: басма, чернь, чеканка, гравировка, скань, финифть и пр. Многие произведения являются вкладами семьи Строгановых и имеют вкладные надписи.

К числу замечательных образцов миниатюрной пластики XVII – XVII вв. относятся нагрудные кресты, иконы-складни, панагии, вырезанные из дерева, кости и камня и происходящие из Благовещенского собора.

Вверх