Самобытный, богатый ремесленными и художественными традициями Сольвычегодский край представляет собрание произведений народного искусства Сольвычегодского историко-художественного музея.
В музее хранится богатейшая коллекция головных уборов: девичьи повязки, свадебные венец и коруна; разнообразные по форме, орнаментированные золотным шитьем или вышивкой женские головные уборы («мархатки», «самшуры», повойники); шелковые платки и шали фабричного производства.
Коллекция народной одежды содержит образцы традиционных для Сольвычегодского уезда сарафанов, разнообразных по крою (косоклинные, круглые, с лифом) и материалу (пестрядь, ручная набойка, ситцевые и шелковые ткани фабричного производства); женских и мужских рубах, передников и фартуков, юбок; поясов, выполненных в различных техниках (плетение, тканье «на дощечках», «на чурочке», «на бердечке» и пр.); душегрей, сшитых из парчи или шелка, украшенных позументом, золотным кружевом. Большой интерес представляют изделия крестьянского золотошвейного промысла – мужские перчатки, шитые мастерицами с.Черевково.
Наиболее массовыми, повсеместно распространенными в Сольвычегодских волостях видами женского ремесла были узорное ткачество и вышивка. В собрании музея широко представлены выполненные в технике бранного и многоремизного ткачества, украшенные вышивкой полотенца, скатерти, подолы женских рубах.
Ярким и самобытным явлением народного искусства являются росписи Северной Двины, центры которых – Пермогорье, д. Ульяновская на р. Ракулке, с.Пучуга – располагались на территории бывшего Сольвычегодского уезда. Сольвычегодская коллекция северодвинских росписей пополнялась, в основном, экспедиционными сборами музея в 1980-1990-е гг. В фондах музея хранятся прялки, туеса, хлебницы, «набирухи», сани с пермогорской росписью, ракульские прялки. Менее известный центр росписи на р.Верхней Уфтюге, притоке северной Двины, представлен, в основном, туесами.
Богата в собрании музея резьба по дереву на различных предметах: прялках, трепалах, вальках, пряничных досках, набилках.
Среди предметов крестьянской домашней утвари имеются замечательные образцы деревянной долбленой посуды – скобкари. Они имеют форму водоплавающих птиц (утицы), что связано с их функциональным назначением: в таких сосудах подавали пиво на свадьбе.
Помимо резьбы и росписи по дереву, местные мастера широко использовали технику плетения из корня сосны. Изящные вазочки, «чашки кореноватые», «корешатики» разных размеров и разнообразные по форме представлены среди предметов крестьянской домашней утвари.
Коллекция изделий из металла XIX – начала XX вв. включает работы сольвычегодских кузнецов (замки, ключи, светцы), медников (рукомойники, ковши, тазы), произведения медного литья нескольких художественных центров (Поморское, Гуслицкое, Преображенское).