В наступившем году исполняется 140 лет со дня рождения Иосифа Виссарионовича Джугашвили (Сталина). Безусловно, этот человек оставил значительный след не только в отечественной, но и в мировой истории. Однако и для Сольвычегодска 2019 год также является юбилейным «сталинским». Ведь 110 лет назад – в феврале 1909-го – будущий вождь народов прибыл на берега Вычегды в свою очередную ссылку.
А началось всё 25 марта 1908 г., когда в Баку задержали жителя села Маквини Кутаисской губернии и уезда Когана Бесовича Нижерадзе, при котором оказалась нелегальная переписка. В ходе следствия выяснилось, что Нижерадзе это член Бакинского комитета РСДРП Иосиф Виссарионов Джугашвили. Полгода он находился в Баиловской тюрьме г. Баку. И вот, наконец, 26 сентября 1908 г. Департамент полиции предлагает Особому совещанию выслать Иосифа Джугашвили в Тобольскую губернию на три года. Однако Особое совещание решает сократить срок ссылки в отношении шести человек, в том числе Сталину, с трех до двух лет, и вместо Сибири революционеры отправляются в Вологодскую губернию под гласный полицейский надзор. Чем руководствовались члены Особого совещания, принимая такое решение, – не совсем понятно. Тем не менее, уже 29 сентября оно утверждается министром внутренних дел Петром Столыпиным.
Начался долгий путь на Север. Ссыльные проследовали через Дагестан, Ростов-на-Дону, Курск, Москву, Ярославль. В конце ноября 1908 г. шестерка прибыла в Вологду. Сталину местом ссылки определили Сольвычегодск. Однако по пути Иосиф Виссарионович заболел возвратным тифом, и с 8 по 20 февраля 1909 г. лечился в Вятской губернской земской больнице. Сразу после выздоровления Сталина отправляют в Сольвычегодск.
В бывшую столицу торговой империи Строгановых будущий вождь народов пребывает 27 февраля. Свой первый «визит» на новом месте он нанес местному полицейскому исправнику Цивилеву по прозвищу Береговой Петушок. Разговор полицейского начальника с новым ссыльным был краток. Исправник объявил Кобе (одна из партийных кличек Сталина) уже известные государственные правила о поднадзорных, дополнив их своими собственными.
Сталин поселился в доме крестьянина Григорова (ныне ул. Ленина, 31). В Сольвычегодске находились ссыльные главным образом, с двухгодичным сроком административной ссылки за принадлежность к Российской социал-демократической рабочей партии.
По мнению одного из главных оппонентов Сталина Льва Троцкого, первый жил в Сольвычегодске практически в тепличных условиях: «Это была очень льготная ссылка: всего на два года, не в Сибири, а в Европейской России, не в селе, а в городке с двумя тысячами жителей, при легкой возможности побега. Ясно, что у жандармов не было против Кобы сколько-нибудь серьезных улик. При крайней дешевизне жизни на этих далеких окраинах ссыльные умудрялись проживать на те несколько рублей в месяц, которые выдавало правительство; на экстренные нужды получалась помощь от друзей и революционного Красного Креста».
Трудно согласиться с Львом Давидовичем. Дело в том, что прибыв на берега Вычегды, Сталин столкнулся с полной дезорганизацией революционной работы в среде ссыльных большевиков. Но не только часть сторонников Ленина разочаровалась в своих идеалах. Апатия и неверие проникло и в ряды многих ссыльных эсеров, меньшевиков и других противников царизма. Причиной тому стали не в последнюю очередь поражение первой русской революции 1905 – 1907 гг. и последовавшая за ним реакционная политика русского правительства. Казалось, что все, чего удалось добиться за эти несколько пламенных лет, рухнуло и исчезло безвозвратно.
Перед Сталиным встала непосредственная задача организации революционной работы в первую очередь среди ссыльных Сольвычегодска. Но выполнить это можно только при условии создания боевой группы РСДРП – большевиков-ленинцев. Коба надеялся на помощь И. Ф. Дубровинского – ближайшего соратника Ленина, активного участника и организатора Октябрьской политической стачки в Москве в 1905 г. Иосиф Федорович также находился в сольвычегодской ссылке. Однако вскоре ему удалось бежать за границу.
Сталин приложил немало усилий, чтобы в Сольвычегодске, под носом полиции создать большевистскую организацию ссыльных и провести здесь в условиях ссылки революционную пропаганду. Он также развернул борьбу против различных оппортунистических элементов.
Уже весной 1909 г. в Сольвычегодске ссыльные большевики начинают проводить активную подпольную революционную работу. Их деятельность становится известна и в других городах Вологодской губернии. В этом немалая заслуга Иосифа Виссарионовича.
Ссыльные не только занимались подпольной деятельностью, но и устраивали публичные акции в Сольвычегодске. Так, летом 1909 г., когда произошел большой разлив реки и озера Солониха, политические собрались, взяли лодки, украсили их красными флагами и с пением революционных песен стали кататься по озеру. На берегу собралось очень много публики. Естественно вскоре подоспела и полиция. Однако помешать катающимся она не смогла. По берегу бегал исправник Цивилев ругался и кричал: «Прекратить пение!». Этими действиями представители правопорядка и ограничились.
Однако Сталину тесно в рамках небольшого Сольвычегодска. Единственный выход – побег.
24 июня 1909 г. Сталин, переодевшись в женское крестьянское платье, на лодке при помощи своих товарищей большевиков добирается до Котласа; там Иосиф Виссарионович садится на поезд и отправляется в Санкт-Петербург. В столице беглеца приютил Сергей Аллилуев. После кратковременного отдыха Сталин вновь отправляется в Баку. Он мечтает создать в Закавказье крупную большевистскую газету «Кавказский пролетарий». Однако планам Иосифа Виссарионовича не суждено было сбыться: весной 1910 г. следует очередной арест и отправка в уже знакомый Сольвычегодск. Но это уже совсем другая история.
Материал подготовил научный сотрудник Сольвычегодского историко-художественного музея Алексей Филатов.