Главная/ Статьи/ «Музею быть!»

«Музею быть!»

Уважаемы читатели, в рамках празднования столетнего юбилея Сольвычегодского историко-художественного музея, предлагаем вашему вниманию цикл статей, посвящённых наиболее значимым страницам его деятельности.

Музей всегда радушно встречает гостей, знакомит их с историей своих экспонатов. Таким мы его знаем – праздничным, гостеприимным, но музей – это и ежедневная кропотливая работа людей многих специальностей, перед которыми стоят разные задачи, и у всех есть одна общая – сохранить, донести всё то, что имеем, для будущих поколений. Эта задача является приоритетной для всех музеев во все времена.

В 2019 году исполняется сто лет со дня основания Сольвычегодского музея. Официальное открытие «Музея – хранилища» состоялось 1 мая, а первых посетителей он встретил 19 мая 1919 года. Следует заметить, что изначально идея об открытии музея исходила со стороны духовного ведомства, предполагавшего открытие церковного древлехранилища в одном из приделов Благовещенского собора, но все предпринятые попытки её осуществить не дали желаемого результата. И только спустя время, благодаря грамотно поставленной деятельности «Подотдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины», возглавляемого И.И. Томским (Тыкин), ставшего впоследствии первым директором музея, эту идею удалось воплотить в жизнь. Создание в 1918 году Подотдела, сформированного при Уездном отделе народного образования, было делом крайне необходимым. Ситуация складывалась так, что к тому времени всем монументальным памятникам города и уезда требовалась срочная помощь. В уезде военнопленные немцы скупали и вывозили за его пределы предметы старины, разошедшиеся в своё время среди населения. Не упускали такой возможности как местные, так и заезжие старьёвщики. Противостоять всему происходящему беспорядку отважился Подотдел. С целью прекратить отток предметов старины за пределы уезда производилась регистрация старьёвщиков и лиц, имеющих у себя исторически ценные вещи. Каждому из них выдавались охранные грамоты, в которых прописывался строгий запрет на скупку и вывоз, а его несоблюдение предполагало ответственность по всей строгости законов революционного времени. Тогда же в храмах Сольвычегодска и всего уезда начал производиться учёт предметов. Этими действиями Подотдел приостановил расхищение культурных ценностей края. И уже следующей задачей, которую поставил для себя и исполнил Подотдел, было открытие местного музея. Основой музея стали богатства ризницы Благовещенского собора до того времени, как известно, хранившиеся в сундуках, и увидеть их мог далеко не каждый. Первоначально музей располагался в северном приделе собора, специально приспособленном для церковного древлехранилища, отсюда следует и его первое название «Музей-хранилище». Летний храм и южный придел ещё несколько лет оставались в собственности церковной общины. В 1922 году Сольвычегодский музей так же открыл свои экспозиции в национализированном здании «Дворца искусств», в ряде помещений, которые были предоставлены ему в бессрочное пользование годом раньше. А в 1924 г. Благовещенский и Введенский соборы, согласно постановлению коллегии Губоно были признаны отделениями Сольвычегодского музея. С первых дней своего существования музей находился на государственном бюджете и пользовался поддержкой местного. Структура музея была разработана заведующим И.И. Томским, согласно составленному им положению о музее. Все экспонаты были распределены по отделам. С момента основания музея существовал отдел древнерусского искусства с представленными в нём предметами древнерусской живописи и декоративно-прикладного искусства. Предметы народного художественного творчества представлял отдел этнографии. В 1922 году был организован естественно-исторический отдел, в который наряду с другими вошли предметы, приобретённые во время научной экспедиции, состоявшейся в 1921 г. в верховья р. Пинеги, под руководством И.И. Томского. В имеющейся картинной галерее музея выставлялись картины, гравюры и скульптура, почти все поступившие так же в двадцать первом году из Центральных музейных фондов Москвы и Петрограда. В открывшемся в 1923 году отделе революции прослеживалась история революционного движения в Северном крае. При музее имелась библиотека, которая, для тех, кто интересуется искусством, археологией и историей края, была открыта каждую среду с 7-9 часов; а так же исторический архив и фотографический архив с лабораторией. В 1922 году Сольвычегодский музей приобретает новый статус, из местного он становится музеем государственного значения. Из отчёта за 1919 г. о деятельности Сольвычегодского Подотдела по музейным делам и охраны памятников искусств и старины, составленного Томским И.И., узнаём, что 100 лет назад в первый год своего существования музей работал с посетителями два раза в неделю: в Воскресенье с 10.00. – до 12.00. и – четверг с 15.00 до 17.00. За время открытия музея с мая месяца по август, как сообщает И.И. Томский, грамотных и расписавшихся посетителей было 816 человек. Он же повествует, что охотно посещают музей ученические экскурсии и красноармейские команды. Экскурсии для посетителей проводит он сам – И.И. Томский – заведующий Подотделом и заведующий музеем в одном лице.

Охранная грамота
 
Охранная грамота
Благовещенский собор
 
Благовещенский собор
Дворец искусств
 
Дворец искусств
Картинная галерея
 
Картинная галерея
И.И. Томский с экскурсантами из Красноборска
 
И.И. Томский с экскурсантами из Красноборска

Продолжение следует.

Подготовила сотрудник СИХМ Светлана Субботина.

Вверх