Главная/ Статьи/ Страница истории становления Сольвычегодского музея.

Страница истории становления Сольвычегодского музея.

Первый директор. Первый юбилей.

Ведущая роль в создании и становлении Сольвычегодского музея принадлежит его первому директору – И.И. Томскому. Основами музееведения Илья Иванович, вероятно, овладел ещё в студенческие годы, поскольку ко времени (1918 г.) его руководства Подотделом по охране памятников искусства и старины, а в дальнейшем, музеем, за его плечами уже был определённый багаж знаний, приобретённых в Петербургской духовной академии, Археологическом институте, и небольшой опыт работы в Новгородском археологическом обществе.

Возвратившись после учебы на родину в Сольвычегодск, И.И. Томский не мог оставаться в стороне, глядя на вырисовывавшуюся перед ним картину полного упадка. Пройти мимо ветшающих и бесцеремонно разорявшихся храмов и сохранять при этом равнодушие, было не в его характере. Огромное желание помочь родному краю, не дать ему утратить свою неповторимую многовековую историю, стало результатом открытия И.И. Томским в 1919 году Сольвычегодского музея.

Положив начало музею, он разработал структуру и основные направления его деятельности, которые не перестают быть актуальными до сих пор.

С первых дней работы музея Илья Иванович имел активный контакт с населением не только путём привлечения на посещение музейных экспозиций и выставок, но и делая постоянные обращения к организациям и частным лицам с просьбами о принятии их непосредственного участия в жизни музея.

29 июля 1919 года И.И. Томский, выступая перед школьными работниками Сольвычегодского уезда, призывал их к помощи музею в деле сохранения и собирания памятников старины, обращаясь с просьбой «предоставить в музей каждому школьному работнику хоть один экспонат, записать песню, предание – вообще поддерживать живую связь с музейными работниками». В настоящее время в музейной коллекции «Письменные источники» хранятся записи заговоров, частушек, лирических песен, переданные местными корреспондентами.

На съезде по внешкольному образованию И.И. Томским был сделан доклад «О музеях, выставках и экскурсиях», а на школьном – «О старом и новом искусстве». По докладам была принята, предложенная, им резолюция: «Приветствовать, открываемый в Сольвычегодске «музей – хранилище», как культурный очаг, который должен ознакомить широкие массы с богатствами былой и современной культуры, всемирно содействовать развитию «музея – хранилища» в естественно – исторический и народно – бытовой музей».

Образованию в музее естественно – исторического отдела (1922 г.) способствовала состоявшаяся в 1921 году первая научная экспедиция под руководством И.И. Томского в верховья р. Пинеги, в ходе которой были выявлены и поставлены на учёт первоклассные памятники старины. Свои впечатления и наблюдения о Малопинежском крае И.И. Томский выразил в двух очерках: «Малая Пинежка и Выя» и «Эскизы из природы и жизни Малопинежья».

Среди работ И.И. Томского нельзя не отметить две публикации: «Памятка о достопримечательностях города Сольвычегодска» (1918 г.) и «Путеводитель по Северу России» (1920 г.), в которых прослеживается общая характеристика исторических памятников Вологды, Тотьмы, Великого Устюга, Сольвычегодска, Яренска.

Научная деятельность И. И Томского запечатлена изданием в 1919 году Синодиков Сольвычегодского Благовещенского собора и вышедшим в свет в 1924 году иллюстративным альбомом «Народное искусство Севера России», подготовленным совместно с С.Ф.Соколовым, с предисловием И.Э. Грабаря. Несомненно, каждый научный труд И.И. Томского и работы, рассчитанные на восприятие широкой аудитории, стали достойным продолжением уже начатого ранее издательского дела, связанного с проявлением особого интереса к изучению истории Сольвычегодска и его края. Так, после визита в 1913 г. в г. Сольвычегодск Н.Е. Макаренко в 1918 году была издана монография «Искусство Древней Руси. У Соли Вычегодской», в 1914 году – книга Б. И. Дунаева – «Сольвычегодск».

В октябре 1920 года город и уезд посетила научно – художественная инспекторская экспедиция Наркомпросса, с участием И.Э. Грабаря (основателя в 1918 году в Москве ГЦРХМ, в наст. время ВХНРЦ), во время которой были выявлены архитектурные памятники, требовавшие срочного ремонта и реставрации. На основании установленных заключений экспертов в 1921 году Петроградским Областным отделом в Сольвычегодск были командированы два архитектора для реставрации памятников деревянного зодчества в Сольвычегодском уезде. И это были серьёзные шаги, предпринятые специалистами на пути к сохранению уникальных памятников Русского Севера.

Безусловно, первые годы существования музея – это годы многотрудной, разносторонней работы. И время было не простое, беспокойное было время. О том, в каких условиях создавался и работал музей в первые годы, впоследствии скажет Илья Иванович в своём выступлении на торжественном заседании 18 мая 1924 года, состоявшемся по поводу пятилетнего юбилея музея: «…годы политической и экономической борьбы, и каждый прожитый год равен нескольким годам».

Подвести итог проделанной работе и чествовать музей с юбилеем собрались тогда представители государственных, общественных учреждений и организаций, в целом количество присутствовавших составило 86 человек. В адрес музея поступали поздравления от Ленинградской Российской Академии наук, Московской Российской академии художественных наук, Русского музея, Государственного Эрмитажа и т.д. Всё это свидетельствует о том, что за короткий период работы Сольвычегодский музей снискал большую известность среди многих учреждений науки и культуры. Выступая с докладом на торжественном заседании, говоря о деятельности музея, Илья Иванович произнёс: «Пусть любитель старины, посетивший Сольвычегодский музей, будет поражен разнообразием и богатством древнерусского народного творчества, пусть историк увидит в нем неисчерпаемую сокровищницу драгоценных россыпей для истории русского искусства, пусть художник найдет в нем храм новых художественных откровений. Пусть музей лучшими своими образцами явится рычагом культурного строительства нашей молодежи. Пусть прольет свет на наш захолустный край. Пожелаем же молодому юбиляру год от году все больше и больше развиваться и достичь полного и плодотворного успеха».

В завершении И.И. Томский отметил, что та тесная связь, которая устанавливается между музеем и населением, являются залогом его дальнейшего развития.

Однако, вскоре после состоявшегося юбилея (1 июня 1924) со стороны И.И. Томского последовало заявление, в котором он просит освободить его от должности директора музея. Что послужило поводом для его увольнения? Почему он оставил свое детище, к которому так трепетно относился? Возможно, он принял такое решение не по доброй воле, а под чьим – то нажимом? Истинные причины такого поступка по сей день остаются тайной!

Текст подготовила сотрудник СИХМ Светлана Субботина.

Томский И.И. Фото с удостоверения № 917
 
Томский И.И. Фото с удостоверения № 917
Научная экспедиция. У реки (справа И.И. Томский)
 
Научная экспедиция. У реки (справа И.И. Томский)
Участники экспедиции с группой крестьян на берегу реки.
 
Участники экспедиции с группой крестьян на берегу реки.
Вверх