Главная/ Статьи/ «Царица Небесная - покровительница царей земных»

«Царица Небесная – покровительница царей земных»

27 марта Русская Православная Церковь чтит чудотворную икону Богородицы Феодоровскую. Дата празднования иконе была установлена более четырёх веков назад и напрямую связана с возведением на Российский престол Михаила Фёдоровича, ставшего первым государем знаменитой династии Романовых.

«Царица Небесная - покровительница царей земных»., изображение №1
 

Согласно преданию первая икона Богородицы, впоследствии получившая название Феодоровская, была написана евангелистом Лукой.

Достоверных сведений о том, как и при каких обстоятельствах икона появилась на Руси, не сохранилось. Самые ранние упоминания, связывающие её с нашим государством, дошедшие в большинстве своём в виде легенд и преданий, относятся к двенадцатому веку, где местом пребывания данного образа значится деревянная часовня у небольшого г. Городец Нижегородской губернии. В следующем тринадцатом веке во время нашествия войск хана Батыя, когда город был разорён, икона исчезла, но в дальнейшем чудесным образом была обретена. По поводу обретения иконы существует несколько легенд. В одной из них сообщается, что икона была явлена князю Василию Ярославичу – младшему брату Александра Невского, другая связывает её обретение с их дядей – князем Юрием Всеволодовичем, после кончины которого, святыня перешла к его младшему брату князю Ярославу Всеволодовичу – отцу Александра Невского (и Василия Ярославича), благословившему Феодоровской иконой Богоматери в 1239 году брак своего сына с полоцкой княжной Александрой (Параскевой) Брячиславовной. С того времени икона стала постоянной спутницей Александра Невского во всех его военных походах. И, наконец, ещё одна версия повествует о том, что икону увидел во время охоты на верхушке дерева (16 августа 1239 года) близ р. Запрудни легендарный князь Василий Юрьевич (Георгиевич) Квашня – по одним сказаниям, четвёртый князь Галицкий, по другим – Костромской. Обретённая икона была поставлена в храм великомученика Феодора Стратилата г. Костромы. Пришедшие в тот храм поклониться явленной святыне жители Городца признали в ней свою некогда пребывавшую в часовне их города икону, а жители Костромы, ставшие свидетелями чуда обретения иконы, поведали о том, что накануне этого события они видели ту самую икону Богородицы в руках воина, несшего её по городу. Из чего был сделан вывод, что воин был ни кто иной, как Феодор Стратилат. С той поры икона стала именоваться Феодоровской.

Пресвятая Богородица не раз являла через свою икону заступничество костромской земле, и не только. В начале семнадцатого века икона Богородицы Феодоровская стала сопричастной важному историческому событию, происходившему в жизни нашего государства. 14 марта (27 марта по новому стилю) 1613 года в костромском Свято-Троицком Ипатьевском монастыре Михаил Фёдорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским собором на престол государства Российского. По летописным свидетельствам посланцы собора, представлявшие все сословия земли Русской, долго уговаривали Михаила Фёдоровича и его мать – инокиню Марфу принять соборное определение. Согласие было получено только после наставлений возглавлявшего посольство архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита. У чудотворного Феодоровского образа Пресвятой Богородицы Михаил Феодорович Романов принес обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу. Так, под покровительством Богородицы началась история царственного дома Романовых. Михаил Фёдорович, отправляясь в Москву, взял с собой список с Феодоровской иконы Богоматери, а к иконе, остававшейся в Костроме, пожаловал богатые украшения. В дальнейшем Феодоровская икона Богородицы почиталась всеми представителями этого рода, а в послепетровское время принимавшим Православие иноверным невестам наследников русского престола в ее честь давалось отчество- Фёдоровна. Стараниями царицы-мученицы Александры Фёдоровны, особо чтившей святой образ Богородицы, в. Царском Селе в начале двадцатого века был выстроен Феодоровский собор с Феодоровским городком. Феодоровский образ Богоматери сопровождал Романовых в течение всей их жизни до самой мученической кончины последнего из императоров и его семьи.

Успенский собор г. Костромы, где много веков пребывала чудотворная Феодоровская икона Богоматери, был разрушен в 1930 –е годы, вследствие чего образ был передан сначала в церковь Иоанна Златоуста, а затем в храм Воскресения Христова на Дебре, долгие годы служивший кафедральным собором Костромской Епархии. Перед этим образом никогда не прекращалось народное моление. В 1991году состоялось торжественное перенесение Феодоровской иконы Богоматери в Богоявленско-Анастасьинский кафедральный собор Костромы, где она и находится в настоящее время.

В начале двадцать первого века Феодоровская икона, до того времени никогда не покидавшая костромскую землю, за исключением вывоза её в 1940 – е гг. на реставрацию, стала доступной для поклонения верующим других городов. Она побывала в Москве, Екатеринбурге. В 2002 году святыню по просьбе епископа Архангельского и Холмогорского Тихона, уроженца Костромы, по случаю празднования трехсотдвадцатилетия Архангельской и Холмогорской епархии, привозили в Архангельск, после чего она также посетила Соловецкую обитель.

Икона Пресвятой Богородицы Феодоровская относится к иконографическому типу «Елеуса» – «Умиление». Её иконография близка Владимирской, за исключением одной детали – на Феодоровской иконе обнажена до колена левая ножка Младенца Иисуса Христа.

Особое почитание Феодоровской иконы способствовало появлению множества её списков. В коллекции «Древнерусская живопись» Сольвычегодского историко-художественного музея (Благовещенский собор) находится икона Феодоровская, являющаяся одним из ранних списков Феодоровского Костромского образа, датируемая первой четвертью семнадцатого века.

«Царица Небесная - покровительница царей земных»., изображение №2
 

Икона имеет оклад. Особенности техники изготовления и стилистическое своеобразие орнамента скани с эмалью и лицевых изображений, выполненных в технике гравировки с чернью, позволяют отнести данный оклад к работе сольвычегодских мастеров первой четверти семнадцатого века.

«Царица Небесная - покровительница царей земных»., изображение №3
 

Изначально икона в окладе располагалась над дьяконскими северными дверями иконостаса летнего храма Благовещенского собора, в 1982-83 гг. икона была на реставрации в ВХНРЦ им. акад. И.Э. Грабаря (реставратор С.Н.Добрынин), в настоящее время хранится в фондах музея. Демонтированный с иконы оклад, представлен в открывшейся 13 июля 2019 года экспозиции «Сольвычегодское художественное серебро. Строгановские ювелирные мастерские».

Текст подготовила сотрудник СИХМ Светлана Субботина.

Вверх