Главная/ Статьи/ Брачные обыски как источник генеалогической информации.

Брачные обыски как источник генеалогической информации.

Продолжаем знакомить Вас с документами, которые наряду с метрическими книгами и исповедными ведомостями могут содержать генеалогическую информацию. На этот раз речь пойдет о «брачных обысках». Никакого отношения к полиции они, конечно, не имеют. «Бра́чный о́быск» — письменный акт, содержащий определённые сведения о людях, собирающихся венчаться в церкви, и устанавливающий отсутствие препятствий к совершению их брака. Брачные обыски составлялись причтом приходской церкви перед венчанием с целью установления у лиц, вступающих в брак, отсутствия родства, в том числе и духовного, чтобы обезопасить будущую семью от близкородственного брака, а также избежать других ситуаций (например, молодые женятся по принуждению или один уже состоит в браке). Не могли пожениться не только кровные родственники (первоначально запрещались браки до 8-й степени родства, постепенно требования снизились до 4-й), но и люди, крестившие вместе ребенка. Нельзя было вступить в брак с сыном или дочерью своего крестного отца или крестной матери.

До 1765 года брачные отношения в России регулировались венечными памятями, которые выдавались от имени патриарха или епархиального архиерея доверенными духовными лицами на имя священника на проведение определенного венчания, при этом с жениха и невесты взималась венечная пошлина. Они были упразднены, как весьма обременительные для народа, Сенатским указом от 14 июля 1765 года «Об уничтожении венечных памятей и денежного сбора с оных и о произведении обысков прежде венчания вступающих в брак». Тогда же ввели специальные обыскные книги, выдаваемые священникам из консисторий и Духовных правлений, куда должен вписываться «Брачный обыск». В конце XIX – начале XX века брачный обыск получил второе название – предбрачное свидетельство.

Брачный обыск состоял из восьми пунктов, которые обязан исследовать священник:

1) звание и состояние;

2) место жительства;

3) возраст;

4) отсутствие плотского и духовного родства и свойства;

5) семейное положение;

6) взаимное согласие (отсутствие принуждения);

7) согласие родителей или опекунов;

8) необходимые письменные документы, которые прилагались к обыску:

а) разрешение жениху вступить в брак от начальства, прилагаемое в подлиннике;

б) сведения о невесте от ее духовного отца, прилагаемые в подлиннике.

Подлинные документы, приложенные к Брачному обыску, хранились при обыскной книге, а копии, снятые с некоторых подлинников, возвращались владельцу с указанием на них даты совершения брака за подписью священника.

В коллекции «Письменные источники» Сольвычегодского историко-художественного музея имеются и книги брачных обысков разных приходов г. Сольвычегодска, и документы к брачным обыскам, называемые по-разному: «сведения», «свидетельство», «указ» и др. В них давалось разрешение на брак, и указывались следующие сведения: фамилия, имя, отчества родителей невесты или жениха; сословное и семейное положение; метрические данные и др. Если жених был военнослужащим, то ему необходимо было получить разрешение на брак от командира; если это был просто служащий, то разрешение на брак давало его начальство. Представляем текст разрешения на брак от Сольвычегодской почтовой конторы, подписанный почтмейстером Егором Андреевским (орфография и пунктуация сохранены):

«1844 года мая 12 дня Сольвычегодская почтовая контора сим свидетельствует, как по прошению Сольвычегодского почтальона Федора Андреева Шадрина Вологодская Губернская Почтовая контора предписанием от 20 апреля сего года за № 776 дала знать, что прошлое Шадриным дозволение на вступление его в законный брак с дочерью отставного Сольвычегодского почтальона Василия Ермолина девицею Любовью Васильевой, естли состороны их нет нато никаких законных препятствий, дать можно, каковое Контора сия идаёт ему Шадрину с тем, буде священноцерковнослужители невстретят набрак сей никаких препятствующих причин. Дополнение: Как из показания почтальона Федора Шадрина видно, что он родился, Тотемского уезда при Верховинской Покровской церкви от пономаря Андрея Шадрина в 1822 году июня 8 дня, прикрещении восприемником находился майорский сын Александр Панов. Почтмейстер Андреевский».

Таким образом, вступление в брак в Российском государстве было делом серьезным и полным бюрократических пунктов. Хотя благодаря именно такому количеству бумажных книг, отчетов и содержащейся в них информации современные исследователи родословной могут успешно составить историю своей семьи.

Вверх