Восстановить биографию И.И.Томского оказалось делом непростым. В архиве Сольвычегодского музея сохранились его анкетные данные, предоставляемые им в качестве официальной биографии: 1893 г.р., уроженец местного края, обучался в Петербургской духовной академии и археологическом институте, работал в Новгородском церковно-археологическом обществе. Однако поиски в архивах сведений, подтверждающих эти данные, не дали никаких результатов.
Изучая коллекцию фотоснимков Томского 1914 – 1915 гг., работники музея обратили внимание на то, что на оборотной стороне нескольких фотографий стоял штамп: «Фотограф-любитель, студент духовной академии И.И.Тыкинъ». Фотоснимки эти были поставлены на учет и записаны в каталог фотографического архива музея в 1920-е годы как «дар Томского» самим Томским. Это дало повод предположить, что фамилия Томский – псевдоним, а подлинная его фамилия – Тыкин.
Поиски сведений о Тыкине Илье Ивановиче оказались более успешными. В документах архивного фонда Архангельской духовной консистории удалось отыскать запись в метрической книге Спасообыденной церкви г.Сольвычегодска за 1893 год, свидетельствующую о том, что у крестьянина Тотемского уезда Калининской волости деревни Пустохинской Ивана Ильича Тыкина и его законной жены Юлии Петровны 21 июня родился сын Илья, крещен 24 июня. Пустохинское – небольшое поселение по реке Цареве, располагавшееся в 19 верстах от уездного города Тотьмы по правой стороне вологодского тракта.
О своем образовании в официальных анкетах Томский писал: «обучался в Петербургской духовной академии и археологическом институте». Однако, поиски сведений о Томском в архивах Санкт-Петербурга дают другие данные. В центральном государственном историческом архиве хранится личное дело студента Петроградской духовной академии Ильи Тыкина, позволяющее восстановить некоторые биографические моменты. В деле содержится прошение на имя ректора Петроградской иператорской духовной академии от студента Петроградской духовной семинарии Ильи Тыкина от 5 мая 1915 года, в котором последний просит допустить его к сдаче вступительных экзаменов в академию, так как имеет желание продолжить богословское образование.
В 1915 году, по окончании духовной семинарии, И.Тыкин становится студентом Петроградской духовной академии. Однако, по всей видимости, обучался он в академии всего 1 год. В документах РГВИА имеется послужной список юнкера Тыкина И.И., составленный на сентябрь 1916 года. Из списка следует, в 1916 – 1917 гг. И. Тыкин – юнкер, затем подпоручик 1 роты 2-й Петергофской школы прапорщиков.
Вместе с тем он не оставляет мысль о продолжении образования. В ноябре 1917 года Илья Тыкин пишет в академию письмо, в котором обращается с вопросом, какие нужно соблюсти формальности, чтобы написать необходимые работы и сдать экзамены за второй курс. Каков был ответ академии – неизвестно, но в декабре того же года он вновь обращается с просьбой известить его о том, «имеют ли право студенты первых трех курсов, проживающие вне Петрограда выполнять письменные работы на дому и приезжать держать экзамены». На этот запрос из канцелярии духовной академии пришел отрицательный ответ: «Студенты первых трех курсов, проживающие вне Петрограда, не пользуются правом писать работы на дому. Таковыми льготами пользуются только студенты IV курса Петроградской духовной академии».
Получить высшее образование Илье Тыкину, по всей видимости, так и не удалось. Не подтверждается документально и факт обучения его в археологическом институте.
В 1918 году Илья Тыкин появляется в Сольвычегодске под фамилией Томский. По документам Уездного комитета народного образования, сначала он числился как инструктор по внешкольному образованию и археолог-любитель. Потом И. Томский становится инициатором создания Сольвычегодского Подотдела по музейным делам и охране памятников искусства и старины, и вступает в должность заведующего. За год работы Подотдела Томскому удается организовать ряд мероприятий, направленных на охрану и учет памятников старины в городе и уезде, и создать в 1919 году музей в уездном центре.
Действия по организации работы Подотдела, а затем и музея, позволяют судить об И.И. Томском как энергичном и профессионально опытном человеке, несмотря на его молодой возраст. Следует отметить, что среди сотрудников Подотдела и уездной интеллигенции в Сольвычегодске не было специалистов по музейному делу, искусствоведов. Тем не менее, усилиями одного человека начинается учет памятников старины не только в городе, но и уезде, занимавшем огромную территорию. Фотографируются и зарисовываются памятники деревянного и каменного зодчества, подлежащие уничтожению и разрушающиеся; перевозятся в каменное здание архивы города (Городской управы, бывшего Духовного правления, казначейства) и тем самым избегают уничтожения; ведется реставрация выдающихся памятников архитектуры (например, Введенского и Благовещенского соборов, построенных в г. Сольвычегодске Строгановыми); организуются двухнедельная художественная выставка картин любителей и работ учащихся, библиотека справочного характера по вопросам искусства, истории, археологии края; учет и регистрация музыкальных инструментов в городе и уезде и многое другое.
Среди этих мероприятий, несомненно, исключительно важное значение для сохранения художественного наследия края имели так называемые охранные грамоты, которые от имени Подотдела были выданы церковно – приходским общинам и владельцам особо ценных памятников искусства. По этим охранным грамотам в последующие годы уничтожения и разрушения храмов многие художественные ценности удалось сохранить.
Благодаря усилиям Томского были поставлены на учет и под охрану правительства почти все известные архитектурные памятники в Сольвычегодском уезде, многие из которых не сохранились до настоящего времени, а дошли до нас на фотоснимках и рисунках (например, Ильинская шатровая церковь на Вые, деревянная шатровая церковь в д. Романов Остров и др.)
Осознавая научную и художественную значимость музейной работы, И.И. Томский практически за один год деятельности Подотдела по охране памятников сумел обосновать необходимость создания в Сольвычегодске музея.
Деятельность И.И. Томского в Сольвычегодском уезде, к сожалению, была прервана в 1924 г. Истинные причины смещения его с должности директора остаются пока не выясненными. Официально Томский уволился «по мотивам личного характера». Известно, что летом 1924 года он переехал в Ленинград. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Оценивая в целом деятельность первого директора Сольвычегодского музея, следует отметить, что собранные Томским памятники Сольвычегодской старины составляют основу собрания Сольвычегодского историко-художественного музея, а заложенные им принципы работы и этики сотрудников музея остаются до настоящего времени профессиональным «кредо» современных представителей музейного дела.
По материалам Сольвычегодского историко-художественного музея.