Если спросить, кого считают царем зверей, то первым приходит на ум именно лев. Этот титул подходит животному с королевской гривой и величественными повадками. Не смотря на удаленность Сольвычегодска от основных ареалов обитания львов, к нам он все-таки заглянул, но только в виде художественных произведений, выполненных мастерами-ремесленниками.
Где же можно увидеть льва в Сольвычегодске? Местные жители легко ответят на этот вопрос. Скульптура льва рядом с соляным источником у Введенского собора является одной из местных достопримечательностей. Точных сведений о времени установки скульптуры автор статьи не нашел. Возможно, она была поставлена по заказу Сольвычегодского санатория в рамках облагораживания территории в середине 20 века, так как на фотографиях начала прошлого века льва нет. Однако насчет происхождения этой скульптуры есть несколько интересных легенд. Первая связывает статую с самим Аникой Строгановым, основоположником богатств рода Строгановых. Приводится она в местном фольклоре в таком виде: «У Аники Строганова был лев, привезенный им из заморских стран. Льва Строганов очень любил, но не любили местные крестьяне, ведь повадился зверь охотиться на их скотину, драть коров. Тогда крестьяне стали слезно умолять Анику утихомирить льва. Строганов долго не соглашался, но, в конце концов, слезы крестьян тронули его сердце, и льва было решено усмирить. Но перед этим, Аника решил навсегда оставить в своей и в памяти людей образ диковинного зверя. Он позвал скульптора, который сделал точную копию животного. Эту скульптуру поставили на территории, на которой в дальнейшем возник Введенский монастырь». Вторая легенда относит статую льва к дому купцов Пьянковых. В легенде говорится, что Пьянковы, после обустройства своей усадьбы, решили, что к ней требуются и внешние украшения. Был вызван скульптор, создавший статую льва, которую поставили во дворе усадьбы. В дальнейшем, после того как дом был продан под присутственные места, статую перенесли.
Есть ли еще в Сольвычегодске львы? Есть. Следующего льва, да не одного, а целый прайд можно встретить в экспозиции Благовещенского собора. Львы служат ножками ладаницы вложенной Никитой Григорьевичем Строгановым в 1606 году в Благовещенский собор. Звери стоят на подставках, одна из которых утрачена. Утрачена и часть самих ножек. По мнению Г.Н. Бочарова и В.П. Выголова, ладаница создана «если не московским ювелиром, то художником ярко выраженной московской ориентации. Фигурки львов, скорее всего, были отлиты новгородским ремесленником». Однако, как отмечает доктор искусствоведения В.В. Игошев в монографии «Строгановское художественное серебро XVI-XVII веков», «…своеобразие стиля и техники изготовления ладаницы позволяют утверждать, что все детали предмета сделаны одновременно в Сольвычегодске».
Два чеканных льва, стоящих на задних лапах расположились на медальоне, крепящемся на дне чарки для теплоты, вложенной Никитой Григорьевичем Строгановым во Введенский собор. Сама чарка в данный момент находится в фондохранилище Сольвычегодского музея и по предположению В.В. Игошева была также изготовлена в Сольвычегодске.
Еще одного льва, но уже не зверя, можно увидеть на интересном утюге, в мастерской народных ремесел Сольвычегодского музея. Изображен на задней стенке утюга портрет писателя Льва Толстого. Портрет схематический, но тем не менее, узнаваемый. Причина такого изображения объясняется тем, что в 1901 году Лев Толстой был отлучен от Русской православной церкви. Мастерами были изготовлены утюги с изображением графа-вероотступника. Портрет писателя разместили возле раскаленных углей, у входа в символическую геенну огненную и приделали длинный нос, который служил «ручкой» для заслонки. Жар от углей, гревших и стенку, напоминал об адских мучениях в геенне огненной, ожидавших каждого нераскаявшегося грешника.
Ознакомится с предметами, о которых идет речь в статье, можно посетив экспозиции Сольвычегодского историко-художественного музея.
Наверняка в городе есть и другие львы, не упомянутые автором. Если Вы знаете, где их искать, – напишите про это в комментариях к новости.
Материал подготовил сотрудник СИХМ Николай Бильчук.